Профессор, на семнадцать сядьте
Ученому грозит пожизненный срок по обвинению в госизмене
К 17 годам лишения свободы в колонии строгого режима со штрафом в 500 тыс. руб. потребовало приговорить обвинение 77-летнего ученого из Новосибирска Анатолия Маслова. В ходе прений сторон в Санкт-Петербургском городском суде представитель прокуратуры заявила, что считает доказанным обвинение подсудимого в госизмене, связанное с передачей секретных сведений представителям немецкой разведки. Защита, которая считает запрошенный срок равнозначным смертному приговору, намерена просить оправдать фигуранта.
Для того чтобы подвести итог судебному следствию, которое стартовало почти год назад в закрытом режиме, представителю гособвинения потребовалось всего полчаса. Проанализировав имеющиеся в деле с грифом «совсекретно» улики, прокурор сочла доказанной вину главного научного сотрудника Института теоретической и прикладной механики им. С. А. Христиановича Сибирского отделения РАН Анатолия Маслова в совершении преступления, предусмотренного ст. 275 УК РФ (госизмена). Она предполагает от 12 до 20 лет заключения.
При этом наказание в 17 лет в колонии строгого режима со штрафом в 500 тыс. руб. и полутора годами ограничения свободы прокурор запросила «в целях восстановления социальной справедливости», отметив, что подсудимый совершил преступление «против конституционного строя и безопасности РФ».
И хотя представитель обвинения оговорилась, что просит назначить господину Маслову наказание с учетом возраста и состояния здоровья, его адвокаты Дмитрий и Ольга Динзе полагают, что такой срок престарелый ученый отсидеть не сможет. По словам Дмитрия Динзе, ученый не в силах отбыть даже половину запрошенного наказания, поскольку еще до ареста испытывал проблемы со здоровьем, а после заключения в СИЗО оно значительно ухудшилось. Так, в начале 2024 года, находясь в СИЗО №3 Санкт-Петербурга, которое относится к юрисдикции ФСБ, господин Маслов перенес сердечный приступ, однако не был госпитализирован. При этом, по словам адвокатов, необходимый объем медицинской помощи, который пожилому заключенному предписали на воле врачи, их подзащитный не получает.
«Мы передаем ему лекарства, однако, согласно заключению специалиста, ему необходимо наблюдение у кардиолога и других специалистов, ему требуется обследование сердечно-сосудистой системы и высокотехнологическая медицинская помощь»,— сказал адвокат. А его коллега Ольга Динзе отметила, что Анатолий Маслов страдает большим количеством сопутствующих заболеваний, но передать в СИЗО дорогостоящие препараты тюремные медики не позволяют.
Доктор физико-математических наук, профессор Новосибирского государственного технического университета Анатолий Маслов был задержан в июне 2022 года и заключен в столичное СИЗО «Лефортово», а затем конвоирован в Санкт-Петербург для рассмотрения дела, которое слушается тройкой судей по месту совершения инкриминируемого преступления.
По версии ФСБ России, в 2014 году господин Маслов передал представителям разведки Германии данные о закрытых научных разработках.
Согласно данным из открытых источников, преследование специалиста в области физики и химии плазмы связано с научными трудами в области углеводородного топлива для летательных аппаратов. Фигурантом уголовного дела Анатолий Маслов стал после того, как показания на него дал заключивший с прокуратурой досудебное соглашение о сотрудничестве бывший руководитель ОАО «Научно-исследовательское предприятие гиперзвуковых систем» 76-летний Александр Куранов. Он также был обвинение в госизмене и полностью признал совершение инкриминированного преступления.
Благодаря этому господин Куранов 18 апреля по приговору того же Санкт-Петербургского городского суда получил срок «ниже низшего предела» — семь лет строгого режима.
Что же касается Анатолия Маслова, то и во время судебного процесса он вину отрицал. Его защита считает обвинение недоказанным и в ходе прений сторон намерена просить подсудимого оправдать.
По словам Ольги Динзе, Анатолий Маслов, отдавший всю жизнь науке, считает свое преследование несправедливым, как и процесс, который прошел с обвинительным уклоном. Адвокат заявила, что суд отказал в удовлетворении всех ходатайств защиты, в частности о признании доказательств недопустимыми, о допросе специалиста и приобщении ответов на адвокатские запросы. «Большую часть доказательств, которые оправдывали Анатолия Александровича, следствие скрыло, а суд отказал нам в истребовании документов, которые свидетельствовали о его невиновности. Его просто назначили виновным»,— подчеркнула Ольга Динзе. Она добавила, что следствие не доказало какую-либо корысть со стороны ученого, который «лично никакого материального вознаграждения не получил».
Ожидается, что 16 мая в прениях сторон наряду с адвокатами выступит и сам фигурант. Он подготовил речь на 34 страницах. После этого Анатолий Маслов скажет последнее слово и суд удалится на вынесение приговора.