Покушение прикрыли мини-юбкой и париком
Веру Бирюк будут судить за подрыв экс-главы таможенного комитета ЛНР с помощью телефона
Как стало известно “Ъ”, Верховный суд ЛНР рассмотрит уголовное дело в отношении 32-летней гражданки Украины Веры Бирюк, которая, действуя по заданию украинских спецслужб, пыталась с помощью заминированного телефона убить экс-главу таможенного комитета республики Юрия Афанасьевского. В результате покушения помимо таможенника пострадал его сын. Исполнительнице, которая отправилась на дело в рыжем парике, по версии СКР, было заплачено 20 тыс. гривен.
Уроженка села Бахмутовка Новоайдарского района ЛНР Вера Бирюк предстанет перед Верховным судом республики по обвинению в покушении на убийство (ст. 30 и 105 УК), незаконном обороте взрывчатки (ст. 221.1 УК) и контрабанде взрывного устройства (ст. 226.1 УК).
В следственном управлении (СУ) СКР по Луганской области установили, что молодая женщина, являющаяся матерью двух детей, находящаяся в разводе и не имевшая постоянной работы, в Telegram познакомилась с неким мужчиной, который пригласил ее в Киев.
Там куратор, предположительно, являвшийся сотрудником СБУ, передал ей защищенный смартфон Ulefone Power Armor 13, а также 20 тыс. гривен, за которые она вызвалась отвезти устройство в Луганск, и инструкции, как доставить аппарат экс-главе таможенного комитета республики Юрию Афанасьевскому.
В августе прошлого года, связавшись с последним, женщина сообщила, что у нее небольшой подарок (смартфон можно купить за 20–25 тыс. руб.) для таможенника от его друга, и господин Афанасьевский назначил ей встречу в парке у своего дома. На нее Вера Бирюк явилась в короткой юбке и рыжем парике — все это, по замыслу организаторов акции, должно было притупить бдительность будущей жертвы. Назвалась она чужим именем.
Вернувшись домой с подарком, господин Афанасьевский попросил сына настроить смартфон. Однако, как только устройство появилось в сети, автоматически был произведен подрыв находящейся внутри него бомбы.
Господа Афанасьевские, получившие множественные ранения, вначале оказались в реанимации, но вскоре их выписали домой.
Исполнительница, избавившаяся от парика и переодевшаяся в одном из заведений Луганска, пыталась затеряться в столице ЛНР, тем не менее сотрудникам УФСБ по республике удалось довольно быстро вычислить ее и задержать. Свою вину в покушении на Юрия Афанасьевского она не признала, заявив, что за вознаграждение только передала ему телефон, не зная, что у него внутри взрывчатка.
Похожей версии, напомним, придерживалась Дарья Трепова, которая по заданию СБУ, как установили следствие и суд, передала бюст с бомбой военкору и блогеру Максиму Фомину (Владлен Татарский).
За взрыв, в результате которого военкор погиб, а еще 50 человек, пришедшие на его творческий вечер в Санкт-Петербурге, получили ранения, исполнительнице назначили 27 лет заключения. Сейчас Генпрокуратура добивается в Апелляционном военном суде увеличения срока на один год.
Отметим, что проведенная по уголовному делу Веры Бирюк взрывотехническая экспертиза установила, что Ulefone Power Armor 13 для минирования был выбран не случайно. Смартфон, обладающий объемным корпусом, усиленным металлической рамкой, был устойчив к ударам, попаданию пыли и воды, что способствовало предотвращению случайной детонации электродетонатора и заряда взрывчатого вещества.
Согласно выводам экспертов, в корпусе смартфона неизвестные установили небольшой промышленный электродетонатор и заряд пластичного взрывчатого вещества на основе гексогена массой не менее 15,4 г.
По данным специалистов, в результате взрыва устройства образуются мелкие осколки, способные наносить телесные повреждения различной степени тяжести и к тому же обладающие при взрыве сильным бризантным (дробящим) действием.
Как отметили в Следственном комитете, проведенный следователем СУ СКР по ЛНР комплекс следственных и процессуальных действий, результаты допросов «широкого круга лиц» и выводы экспертов «в совокупности с иными доказательствами» подтвердили причастность фигурантки уголовного дела к совершению инкриминируемых преступных деяний.
Уголовное дело в отношении сообщников Веры Бирюк выделено в отдельное производство — расследование по нему продолжается.