Пушки масла не боятся
Баланс военных и гражданских расходов обсудили в Кремле и на форуме «Госзаказ»
Интенсивное стимулирование оборонно-промышленного комплекса, видимо, начинает создавать риски для стабильности национальной экономики. Такой вывод можно сделать из итогов первого после формирования нового правительства совещания по ОПК у Владимира Путина. Белому дому президент поставил задачу обеспечить выпуск и гражданской продукции предприятиями «оборонки» и найти, по его выражению, равновесие между «пушками» и «маслом». Пока, впрочем, выросшие оборонные расходы все еще рассматриваются государством как драйвер роста экономики, а планы конверсии неустойчивы и не воспринимаются оборонным лобби как угроза: вопросы стимулирования ОПК вчера даже не обсуждались на форуме «Госзаказ» — прежде главной площадке для дискуссий о механизмах включения «оборонки» в гражданскую экономику.
Первое после обновления кабинета совещание в Кремле по вопросам развития оборонно-промышленного комплекса показало, что главной задачей правительства на фоне выросших «военных» трат станет балансировка гражданских и оборонных расходов бюджета для поддержания устойчивости экономики. Владимир Путин оценил совокупные расходы на оборону и безопасность в 2024 году в 8,7% ВВП. «Это большой ресурс, и мы обязаны распорядиться им очень рачительно и эффективно»,— отметил он.
Растущими «военными» расходами президент объяснил и назначение на пост главы Минобороны Андрея Белоусова. Ему, по словам президента, в силовом ведомстве предстоит заниматься именно экономическими вопросами: обеспечить потребности армии и одновременно выполнить национальные цели развития (в том числе в социальной сфере), не допустив перекосов в экономике и в промышленности.
Президент вчера дал сигнал оборонным предприятиям — готовиться «к переходу в еще большем объеме к выпуску гражданской продукции»,— однако речи о смене производственного курса и возвращении дискуссии о способах конверсии ОПК пока не идет.
Напомним, что именно военная промышленность и смежные отрасли обеспечивали рост промышленного производства и экономики РФ после начала военной операции на Украине — неоднократно отмечали экономисты. Президент на совещании подчеркнул сохраняющуюся роль расходов на оборону и безопасность как драйвера развития промышленности и экономики в целом — отметив, что они «органически связаны и с гражданскими отраслями производства».
Однако теперь, как выразился президент, «взаимоотношение между так называемыми пушками и маслом должно быть органически вписано в общую стратегию развития» — и Андрей Белоусов, по мнению Владимира Путина, понимает, как вписать экономику армии и ОПК в общую экономику страны. Сам Андрей Белоусов уже пообещал оптимизировать оборонные расходы, выступая перед сенаторами при утверждении в новой должности. Речь при этом идет не о сокращении трат, а о повышении их эффективности в концепции «каждый вложенный рубль приносит максимальный эффект» — этого подхода чиновник придерживался и при работе в гражданском секторе.
Отметим, что сектор ОПК пока, видимо, не обеспокоен потребностью диверсифицировать выпуск.
Выставка «Госзаказ», ранее главная площадка для лоббирования «гражданских» интересов оборонных предприятий, де-факто вчера осталась без «оборонной» программы: на волне роста военных доходов ОПК утратил интерес к выпуску гражданской продукции, хотя именно сейчас импортозамещение особенно важно для внутреннего рынка. Пленарная сессия при этом также показала разворот и в госполитике: если ранее министерства обсуждали госзаказ как инструмент поддержки выпуска отечественной продукции, то вчера участники дискутировали о возможности развития промышленности ради повышения эффективности уже самих закупок.
Поясним, что из-за ухода иностранных поставщиков госзаказ столкнулся с проблемой несоответствия спроса и предложения: закупочная статистика свидетельствует о снижении уровня конкуренции на рынках, в том числе о срыве конкурентных процедур из-за наличия лишь одной заявки на торгах. Курирующий госзакупки замглавы ФАС Петр Иванов вчера на форуме сообщил о неравномерной ситуации в регионах: среднее количество заявок на лот по стране составляет 2,52 заявки, и лишь в пяти субъектах РФ подается больше трех заявок.
Решение проблем с конкуренцией тем не менее на форуме не обсуждалось даже с точки зрения «выращивания» конкурирующих российских производителей. Директор департамента стратегического развития и корпоративной политики Минпромторга Алексей Матушанский напомнил, что на рассмотрении в Госдуме находится законопроект Минфина о единых правилах применения национального режима — равного доступа российских и иностранных поставщиков к закупкам не только государства, но и госкомпаний. Поправки позволят увеличить рынок сбыта для отечественных компаний — вероятно, вопросами повышения качества производимой продукции предстоит заняться в том числе господину Белоусову.