Родина инвесторов манит
Чего ждать от рынка акций во втором полугодии
Во втором полугодии 2024 года финансовые аналитики ожидают возобновления роста на российском рынке акций. Основными драйверами послужат реинвестирование дивидендных выплат, экономический рост в стране и общая недооцененность отечественных ценных бумаг. К западному рынку акций большинство экспертов, напротив, советуют относиться с осторожностью: смущает его общая перегретость.
Внутренние драйверы
С середины апреля по конец мая российский рынок акций стагнировал, а рост по итогам первых пяти месяцев года составил порядка 12%, что на фоне более 25% за аналогичный период 2023 года выглядит довольно скромно. После затянувшейся паузы эксперты ожидают возобновления активного движения вверх индекса Мосбиржи во втором полугодии.
«Мы позитивно оцениваем перспективы роста российских акций»,— говорит аналитик УК «Альфа-Капитал» Юлия Мельникова. Сейчас начинается основной дивидендный сезон, поясняет она, и эти выплаты будут дополнительным драйвером роста, так как часть из них может быть реинвестирована в рынок. Дивидендная доходность (в основном по сырьевым компаниям), по ее оценкам, в среднем составляет 15%. При этом общий интерес к рынку в целом растет на фоне новых размещений, есть положительные изменения в части увеличения прозрачности и более полного раскрытия информации эмитентами. «Текущая оценка ряда компаний сохраняет дисконт к рынку относительно исторических значений либо относительно потенциала роста бизнеса. То есть фундаментальная составляющая остается значимым источником роста»,— добавляет аналитик.
Топ-15 перспективных акций российских компаний
|
Таблица составлена "Деньгами" на основе опроса российских инвестиционных компаний. В случае если бумага рекомендуется к покупке несколькими инвесткомпаниями, графы «Инвестиционная идея» и «Риски» даны в виде обобщения высказанных мнений, а оценки по потенциалу роста относительно уровня середины мая — в виде среднего арифметического представленных оценок.
Данная информация не является инвестиционной рекомендацией.
Схожей логики придерживается и старший стратег SberCIB Investment Research Андрей Крылов, который называет свой взгляд на перспективы российского рынка акций во втором полугодии нынешнего года «умеренно позитивным» и ожидает, что с учетом дивидендов полная доходность индекса Мосбиржи до конца года составит 12–14%. Росту рынка будут способствовать реинвестирование дивидендов и притоки денежных средств на рынок акций после обмена заблокированных активов в конце июня на фоне ожидаемого снижения ключевой ставки Банка России и снижения доходности на денежном и долговом рынке. В 2025 году, по прогнозам SberCIB, оценка российского рынка акций продолжит восстанавливаться: текущая его оценка рынка по мультипликатору P/E составляет 5,3, что ниже средней исторической оценки 6,2. «В 2025 году полная доходность российского рынка акций может составить порядка 20%, из которых 8% могут составить дивидендные выплаты»,— прогнозирует Андрей Крылов.
Инвестиционный стратег брокера «ВТБ Мои инвестиции» Станислав Клещев считает, что в начале лета рынок уже в полной мере заложит в ценах такие факторы, как новые налоговые инициативы правительства и изменившаяся траектория снижения ключевой ставки, что позволит индексу Мосбиржи стать более чувствительным к чистым притокам капитала. А пик чистого притока средств частных инвесторов придется, по его оценкам, как раз на июль-август, когда пройдут выплаты как по дивидендам, так и по заблокированным активам. «Полагаем, что эти средства могут стать дополнительным топливом для переоценки акций отдельных секторов и рынка в целом»,— надеется эксперт.
Главный аналитик «Солид Брокер» Дмитрий Донецкий тоже оптимистичен, но у него несколько иные мотивы. С одной стороны, рассуждает он, денежно-кредитная политика (ДКП) в России сейчас более жесткая, чем ожидалось ранее консенсусом аналитиков. Но с другой — наблюдается более высокий, нежели прогнозировалось, внутренний спрос, в том числе инвестиционный, а это уже приводит к более высокому, чем ожидалось, росту ВВП. «В итоге для рынка акций макроэкономическая ситуация умеренно позитивна. К тому же выплата больших дивидендов хорошо поддерживает котировки основных индексных бумаг и всего рынка. Благодаря дивидендным потокам притоки ликвидности извне на рынок постепенно толкают акции к своим справедливым значениям, что выражается в росте рынка. Мы считаем, что эта тенденция продолжится и во второй половине 2024 года, а в 2025 году основным драйвером роста должно стать снижение ключевой ставки»,— прогнозирует Дмитрий Донецкий.
Аналитики ФГ «Финам» более осторожны. «На наш взгляд, рынок позиционирован для умеренной коррекции в краткосрочной перспективе из-за просевших валютных курсов и снижения долларовых цен на нефть. Давление может также оказать усиление геополитических рисков»,— опасаются они. Хотя также считают, что поддержку рынку окажет наступающий дивидендный сезон, и оценивают дивидендную доходность по индексу Мосбиржи на уровне 9% на ближайшие 12 месяцев, отмечая, что по отдельным бумагам, особенно в нефтегазе, можно будет получить и больше. Если убрать за скобки плохо прогнозируемую геополитику, то, поскольку фоном идет экономический рост и к концу года возможны более высокие валютные курсы, со временем можно ожидать выхода индекса Мосбиржи на более высокие уровни. На коррекции стоит формировать среднесрочные позиции. На облигационном рынке есть более привлекательные варианты с точки зрения доходности, но у акций есть антидевальвационные свойства, и они являются хеджем против ослабления рубля в долгосрочном перспективе, считают эксперты.
Инвестиционный стратег «Алора» Павел Веревкин не особо оптимистичен. «Свой взгляд на перспективы российского рынка акций в этом году я бы назвал осторожным и даже негативным»,— говорит он. Это связано, на его взгляд, в том числе с высоким уровнем ставки ЦБ, что для рынка является своего рода встречным ветром. Но главное, что в результате этого и ряда других причин, по его мнению, сложилась парадоксальная ситуация, когда доходность по условно-безрисковым инструментам, таким как короткие ОФЗ, банковские депозиты, фонды ликвидности, выше, чем на рынке акций. «Сейчас стартует дивидендный сезон, и, по нашим оценкам, только одна российская бумага давала доходность выше, чем по банковскому депозиту. То есть премии за риск у инвесторов, по сути, нет»,— сетует эксперт. Что касается более долгосрочных перспектив, то, по словам Павла Веревкина, инвесторы пока смотрят в основном на текущий дивидендный сезон и не в полной мере учитывают такие эффекты, как грядущее повышение налогов, что в будущем чревато для компаний-эмитентов снижением прибылей и, соответственно, выплат акционерам.
Внешние угрозы
В отношении западного рынка акций представители отечественного инвестиционного сообщества настроены в основном гораздо более скептически, нежели в отношении отечественного. Текущие уровни индекса S&P 500 выглядят необоснованными — оценка технологического сектора завышена, ожидания смягчения ДКП ФРС могут оказаться слишком оптимистичными, кроме того, есть риск снижения ликвидности на рынке капитала США из-за постепенной дедолларизации в мире, прокомментировали ситуацию «Деньгам» в «Финаме». Аналитики инвесткомпании признают, что до сих пор рынок акций США превосходил их ожидания — это было связано в основном с востребованностью акций как антиинфляционного актива на фоне снижения доверия к рынку госдолга. Не последнюю роль при этом сыграли рост котировок технологических компаний, возросшие во втором полугодии 2023 года байбэки, репатриация капитала, в том числе из Китая. «Но все тренды меняются, а классический анализ указывает на то, что американский рынок сейчас переоцененный и дорогой. Наши прогнозы предполагают, что на конец первого квартала 2025 года S&P 500 может достичь 4370 пунктов, что существенно ниже текущих значений»,— прогнозируют эксперты.
Андрей Крылов из SberCIB не столь пессимистичен. «Мы нейтрально оцениваем перспективы западного рынка акций и ожидаем, что доходность индекса S&P 500 составит порядка 5%»,— говорит он. Росту рынка, по его мнению, может способствовать ожидаемый рост прибыли компаний на фоне реального роста американской экономики. Однако он признает дороговизну рынка и не видит потенциала для роста его оценки по мультипликатору P/E: текущая оценка находится выше средней исторической (19 vs 15), что связано с перспективами внедрения искусственного интеллекта. «Кроме того, ожидаемое снижение ставки ФРС не окажет поддержки рынку, поскольку, по нашей оценке, смягчение монетарной политики в значительной степени уже отражено в оценке»,— отмечает эксперт. Его взгляд на 2025 год более оптимистичен: по мере развития и адаптации применения искусственного интеллекта он ожидает появления новых продуктов и решений, которые пока не учтены в прогнозах прибыли.
«На рынок акций США у нас осторожный взгляд на фоне неясности по поводу денежной политики ФРС»,— признается Юлия Мельникова. Еще несколько месяцев назад, по ее наблюдениям, рынок закладывал скорый переход к мягкой политике, но, исходя из актуальных заявлений регулятора и макростатистики, похоже, что снижение ставки может быть отложено, и сроки разойдутся с ожиданиями. «Тем не менее состояние корпоративного сектора в целом неплохое, потребительский спрос нормальный. Но сохранение инфляции на текущем уровне может поменять ситуацию»,— резюмирует она.
«На американском фондовом рынке сложилась довольно своеобразная ситуация,— рассуждает Павел Веревкин. — Он растет, хотя ставка ФРС сейчас на максимуме 2007 года». Эксперт объясняет это бурным ростом компаний, связанных с искусственным интеллектом (ИИ): «Причем растут не только сами бумаги, но и их весовая доля в структуре индекса, то есть возникает двойной эффект». Однако большинство компаний, прежде всего реального сектора, при этом дешевеют, как и должно быть в периоды высоких ставок.
Сам рынок акций ИИ Павел Веревкин считает сильно перегретым и полагает, что рано или поздно этот пузырь лопнет, правда не берется прогнозировать, когда именно. Однако обвального падения всего американского рынка, как это было во время кризиса доткомов в начале 2000-х, при этом он не ожидает: «В финансовой системе США до сих пор слишком много избыточной ликвидности, закачанной туда властями во время пандемии COVID-19, и, уйдя из ИИ, эти деньги просто пойдут гулять по другим сегментам, поддерживая рынок в целом». В условиях подобных пертурбаций, считает аналитик, привлекательнее всего выглядят инвестиции в акции компаний с низким долгом, их бизнес меньше подвержен рискам изменения конъюнктуры финансовых рынков.
Топ-15 перспективных акций зарубежных компаний в 2024 году
|
Таблица составлена "Деньгами" на основе опроса российских инвестиционных компаний. В случае если бумага рекомендуется к покупке несколькими инвесткомпаниями, графы «Инвестиционная идея» и «Риски» даны в виде обобщения высказанных мнений, а оценки по потенциалу роста относительно уровня середины мая — в виде среднего арифметического представленных оценок.
Данная инфоормация не является инвестиционной рекомендацией.
Впрочем, есть и ставки на благоприятное развитие событий за океаном. «Мы позитивно оцениваем перспективы американского рынка на 2024 год»,— говорит аналитик «БКС Мир инвестиций» Егор Дахтлер. Среди факторов, которые будут способствовать росту американского фондового рынка, он выделяет то, что жесткая ДКП ФРС в 2023 году принесла плоды — инфляция в США снизилась, при этом высокие ставки не помешали экономике добиться опережающего роста ВВП, низкой безработицы и повышения деловой активности в сфере услуг, у компаний США сильные финансовые показатели, при этом прогнозы на 2024 году остаются высокими, рынок ожидает, что в 2024 году чистая прибыль компаний S&P 500 вырастет на 10%. Дороговизна же рынка США (высокая премия в рыночных мультипликаторах), с точки зрения Егора Дахтлера, вполне оправданна на фоне высоких ожидаемых темпов роста прибылей технологических компаний, которые также показывают значения сильно выше средних исторических уровней.
Отраслевые акценты
Говоря о том, акции каких российских компаний могут быть интересны в разрезе их отраслевой принадлежности, Андрей Крылов выделяет технологический сектор: «Во-первых, фундаментальная оценка сектора остается привлекательной. Во-вторых, ИТ-компании остаются бенефициарами импортозамещения и цифровизации, стабильно показывая более высокие результаты, чем ожидает рынок. В-третьих, мы предполагаем, что рост налогов вряд ли затронет компании технологического сектора». «На российском рынке интересными выглядят акции ИТ-компаний, так как текущая ситуация в стране играет им на руку, а введение санкций не особо влияет на их бизнес»,— соглашаются в «Финаме».
В других отраслях Андрей Крылов прежде всего обращает внимание на бумаги эмитентов с высокой дивидендной доходностью. «У ЛУКОЙЛа и X5 помимо высоких дивидендов дополнительным фактором роста может послужить выкуп бумаг у нерезидентов с дисконтом, как ранее это уже делал "Магнит". Также в нашу подборку входит Мосбиржа, которая выигрывает от высокой ключевой ставки и роста объема торгов»,— отмечает он.
«Мы считаем, что в любой отрасли могут быть интересные истории, которые покажут динамику лучше индекса Мосбиржи. Все будет зависеть от конкретных катализаторов по компаниям, и их надо отслеживать. Тем не менее, как показывают наши опросы розничных инвесторов, дивидендные истории по-прежнему являются доминирующей силой рынка в текущих условиях. Также в фокусе будут качественные растущие истории. А вот при условии ослабления российской валюты особое внимание получат экспортеры»,— говорит старший аналитик «БКС Мир инвестиций» Юлия Голдина.
«Главный риск для российского бизнеса по-прежнему связан со сложностями или ограничением экспорта продукции»,— полагает Станислав Клещев.
Советует отдавать предпочтение акциям компаний, ориентированных на внутренний рынок, обладающих заметным потенциалом (в том числе из-за ухода иностранных игроков) и показывающих высокие темпы роста. «В первую очередь это относится к компаниям потребительского, финансового, транспортного и ИТ-секторов»,— уточняет он.
«Учитывая высокую ставку ЦБ, я бы сконцентрировал свое внимание на эмитентах с низким долгом или низкими мультипликаторами»,— размышляет Павел Веревкин. Сейчас, на его взгляд, не время «компаний роста». В качестве примеров он приводит корпорации с большими запасами денежных средств на балансе — «Сургутнефтегаз», «Интер РАО», «Глобал Транс».
«Среди бумаг российских эмитентов стоит обратить внимание на бумаги квазироссийских компаний, которые находятся на стадии редомициляции или планируют ее в ближайшее время»,— считает Юлия Мельникова. В ряде случаев иностранная прописка обеспечивает дисконт в цене, в ряде — «переезд» в Россию позволит вернуться к дивидендным выплатам. Также, с ее точки зрения, интересны российские нефтяники с учетом текущих цен на нефть и ожидаемых дивидендов. На западном рынке, по ее мнению, стоит придерживаться защитных историй, например в секторе потребительских товаров длительного спроса, и пока что снизить экспозицию на более волатильные сектора, в том числе более дорогие акции ИТ-компаний.
На американском рынке, исходя из прогнозов финансовых показателей, лидеры роста среди секторов не поменяются, полагает Егор Дахтлер. По его прогнозам, наибольший прирост прибыли покажут сектора телекоммуникаций (+31%) и ИТ (+28%), в аутсайдерах останутся сектор недвижимости (высокие ставки снижают прибыли компаний с большой долговой нагрузкой), нефти и газа (из-за падения цен), а также базовых материалов. При этом «телекомы» и ИТ продолжит поддерживать искусственный интеллект: в 2023 году компании с фокусом на ИИ заметно опередили рынок по росту выручки. Прямыми бенефициарам развития ИИ, по его мнению, станут разработчики ПО и поставщики услуг облачных вычислений. Также эксперт позитивно смотрит на сектор фармацевтики и биотехнологий: в 2022 году фонды ETF на сектор здравоохранения опередили все секторальные ETF по чистому притоку средств, но за 9 месяцев 2023 года оказались главными аутсайдерами из-за ухода инвесторов в технологические компании. «В результате оценка многих компаний в секторе биотехнологий находится на привлекательных уровнях, что может привести к возобновлению активности в области слияний и поглощений и поддержит котировки компаний сектора»,— объясняет инвестиционную идею аналитик.
Пара фраз о рисках
Говоря об основных рисках инвестирования на российском рынке акций во втором полугодии, Дмитрий Донецкий выделяет возможность обвала цен на нефть, что может подорвать плановые доходы бюджета и вызвать еще больший рост налогов. «Пожалуй, на текущий момент это ключевой риск на российском фондовом рынке»,— считает он. Для российского рынка важна ситуация на сырьевом рынке, так как это определяет доходы более половины эмитентов, а значит, и уровень дивидендов, на акционерные выплаты также могут влиять дополнительные налоги, соглашается Юлия Мельникова.
«На российском рынке акций в качестве факторов риска стоит отметить возможное сохранение жесткой риторики ЦБ, пересмотр прогнозов прибыли на фоне большего роста налоговой нагрузки, роста операционных издержек на фоне сохраняющегося реального роста зарплат, снижения цен на нефть, снижение нефтедобычи»,— считает Андрей Крылов.
«Ключевые риски на российском рынке существенно не поменялись по сравнению с первым полугодием — геополитика невероятна важна»,— полагает Юлия Голдина. Если во втором полугодии геополитическая ситуация ухудшится, это однозначно приведет к распродажам российских бумаг, считает она. Снижение напряженности возле границ России, на ее взгляд, принесет дополнительный позитив на рынок. Также госпожа Голдина отмечает риски снижения цен на нефть, увеличения фискальной нагрузки на бизнес и ужесточения монетарной политики ЦБ.
На американском рынке акций в качестве факторов риска Андрей Крылов выделяет ослабление потребительского спроса, более медленное внедрение ИИ по сравнению с ожиданиями рынка и повышение налоговой нагрузки.
«В США в среднесрочной перспективе риски создают президентские выборы в ноябре и общий политический фон»,— размышляет Юлия Мельникова. «Кроме того, за последнее время сильно выросли ИТ-компании, в том числе на хайпе вокруг ИИ, и сложно утверждать, что это долгосрочный тренд»,— добавляет она.
Егор Дахтлер также отмечает риски инвестирования, связанные с американскими выборами, результаты которых оказывают влияние на динамику фондовых рынков, поскольку кандидаты от Демократической и Республиканской партий зачастую имеют разные взгляды относительно поддержки того или иного сектора экономики. Кроме того, он обращает внимание на риски усиления геополитической напряженности между США и Китаем, конфликты на Ближнем Востоке и другие региональные проблемы, а также риски ускорения инфляции и реализации рецессионного сценария в экономике США. «Несмотря на то что американская экономика остается сильной, высокие процентные ставки оказывают негативное влияние на деловую активность и потребительский спрос»,— считает он.