Boeing прогнозируют новый взлет

Справится ли авиационная корпорация с очередным кризисом

Аварийные посадки, смена руководства, а теперь и нехватка контрактов. У Boeing возникла новая проблема. Американская корпорация отчиталась в рекордном сокращении заказов на новые самолеты в 16 раз. Если в марте она договорилась поставить 113 лайнеров, то в апреле — всего семь. Помимо этого, производителю предстоит детально отчитаться перед авиарегулятором. И хотя результаты проверок еще не объявлены, репутация бренда уже пострадала. Почему, несмотря на это, собеседники “Ъ FM” уверены, что компания все-таки выстоит? Расскажет Екатерина Вихарева.

Фото: Глеб Щелкунов, Коммерсантъ

Проблемы комом начали валиться на Boeing с января 2024 года. За последние шесть месяцев с пассажирскими самолетами 737 МАХ произошло не менее шести инцидентов. У одного борта во время полета оторвало заглушку аварийного люка, у другого на взлете отлетела шина. В результате весь парк серии МАХ на несколько недель отстранили от полетов, а акции компании подешевели на 10%. Крупнейший европейский производитель Airbus стал переманивать заказчиков.

И все же гендиректор консалтинговой компании Friendly Avia Support Александр Ланецкий проблемы в этом не видит: «Boeing вместе с Airbus делят мировой рынок магистральных самолетов, Airbus не выкинет Boeing с рынка. Если будет очень плохо, у американского правительства есть рычаги, чтобы заставить купить эту продукцию. Не будут покупать на коммерческих условиях, значит, как Эмманюэль Макрон летал и продавал Airbus, так полетит и следующий президент Америки в какую-нибудь богатую союзническую страну типа Саудовской Аравии и убедит шейха купить 100 Boeing, а надо будет, и 500».

После каждого инцидента с бортами Boeing Федеральное управление гражданской авиации США начинало расследование. И каждое вскрывало все новые нарушения в производственных процессах корпорации. Изначально это касалось только серии 737 МАХ, а в мае Boeing сам доложил регулятору, что проверить стоит и модели Dreamliner. Оказалось, что техдокументация на них была заполнена без надлежащих тестов.

Но даже если Boeing целиком потеряет рынок гражданской авиации, у него есть и другие источники дохода, рассуждает главный редактор портала frequentflyers.ru Илья Шатилин: «Теоретически они могут вообще перестать выпускать пассажирские самолеты. Как минимум рынок грузовых воздушных судов остается, военные и технические заказы».

Сейчас компания не только упускает новые контракты, но и теряет уже подписанные. Как подсчитали в компании, только в апреле заказчики отказались от покупки 33 лайнеров. Впрочем, для крупного производителя это не проблема, объясняет главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров: «Вообще, портфель заказов и у Boeing, и у Airbus расписан на три, а то и пять и более лет вперед.

Упасть, закрыться и обанкротиться Boeing может только вместе со страной и никак иначе. Во всяком случае, в ближайшие десятилетия»

Собеседники “Ъ FM” отмечают, что у Boeing уже были кризисы, даже более масштабные, но компания с ними справлялась. Например, ошибки системы привели к авиакатастрофе в Индонезии в 2018-м и в Эфиопии спустя год. Тогда погибли несколько сотен человек, и самолеты серии 737 МАХ впервые запретили эксплуатировать. Но требование продлилось всего год. Тогда, как и сейчас, компания заверяла, что устраняет неполадки, и поводов для беспокойства нет, напоминает специалист по безопасности полетов Александр Романов: «Пройдет какой-то год, шумиха, может быть, уляжется даже раньше, у них снова появятся контракты, заказы.

Это же не раз уже, то есть у них катастрофы были одна за другой, и они приостанавливали работу, потом восстанавливали, у них сейчас временные сложности, но, скорее всего, корпорация Boeing останется на плаву».

С этим согласны и инвесторы. Да, с начала года акции корпорации подешевели на 30%. Но, по данным портала MarketWatch, лишь один из 30 аналитиков рекомендует их продавать.


С нами все ясно — Telegram-канал "Ъ FM".

Вся лента