Академик водяных красок
Умер Сергей Андрияка
16 мая на 66-м году жизни после тяжелой болезни скончался один из наиболее успешных официальных художников нашего времени Сергей Андрияка. Об этом сообщили в пресс-службе Академии акварели и изящных искусств Сергея Андрияки, в которой увековечили его имя и произведения еще при жизни.
В некоторых случаях слова, используемые для представления человека публике, очень важны. Сергея Андрияку на сайте его Академии представляют так: «Народный художник Российской Федерации, действительный член Российской академии художеств, художественный руководитель Школы акварели, ректор Академии акварели и изящных искусств, художник-акварелист, педагог». В порядке этих слов есть важный смысл.
Чины и титулы важнее собственно профессии, в которой человек прославился. Рама важнее акварели.
В этой логике и некролог должен быть не столько о человеке и художнике, сколько о социокультурном феномене, которым, безусловно, был Сергей Андрияка.
Биография нашего героя пряма как стрела. Родившийся в Москве в семье заслуженного художника РСФСР мальчик рисовал с шести лет. Отец преподавал в престижной художественной школе при Московском художественном институте им. В. И. Сурикова, туда и поступил сын. Оттуда плавно перешел и в Суриковский институт. Окончил его в 1982-м и, как он сам рассказывал, довольно быстро понял, что ему в рамках привычных тогда огромных групповых выставок тесно.
«Я решил: пусть будет один зал, но авторский. Моя первая выставка прошла в 1985 году в Звенигороде. Она многому меня научила — видеть собственные картины со стороны, уметь выстраивать экспозицию. К 1994 году у меня было уже 30 персональных выставок. В тот год в Манеже на моей персональной выставке было показано 600 работ». Сайт Академии Андрияки сообщает, что с 1985 года персональных выставок у его ректора состоялось более тысячи. Три-четыре-пять нулей в подсчете количества работ Андрияки — не преувеличение. Несмотря на то что любимая специализация художника — акварель, одних только работ маслом у него, по собственному признанию, «тысячи».
В истории русского искусства найдется лишь один художник, обладавший такой работоспособностью,— Иван Айвазовский. Но и его Андрияка, похоже, обогнал.
Взлеты и падения интереса к его творчеству точно соотносятся с официальным курсом поощрения или опаски по отношению к современному (модернистскому) искусству. Андрияка тут всегда был на стороне консерватизма. Его пейзажи и натюрморты (портреты он делал редко) — это чистейшей воды салонное искусство с присущей ему слезливой или восторженной нотой и показательным «артистизмом». Вот уж про кого точно нельзя сказать, что он «не умел рисовать». Умел.
Свою Школу акварели Сергей Андрияка основал в 1999 году. Сразу же с музейно-выставочным комплексом, чтобы процесс от парты до стен музея был безотрывным. В 2002-м она была преобразована в Академию акварели и изящных искусств с учредителем в виде Министерства культуры Российской Федерации. На данный момент ее музейно-выставочный комплекс имеет статус государственного музея с площадью залов около 3 тыс. кв. м. В ней есть постоянная экспозиция работ Андрияки (более 300 произведений) и Музей акварели (более 250 произведений акварельной живописи и графики западноевропейских и русских художников XVI–XX веков). Не так уж много для настоящего музея, но звучит красиво.
Если кто-то думает, что «салонное искусство» — это всегда о стагнации, то он неправ. Просто в данном случае речь идет не о художественной эволюции, а об институциональной.
Для художников что парижского Салона, что российской Императорской Академии художеств знаком успеха всегда были звания и награды. У Сергея Андрияки их очень много, и идут они по нарастающей. Последние достижения в этом ряду такие: в 2019 году президент РФ вручил художнику в Кремле орден Александра Невского. В 2022-м пресс-секретарь управделами президента Елена Крылова рассказала, что первый корпус Кремля украшают 135 работ Андрияки и 67 картин его учеников. В настоящее время в коридорах Кремля открыта выставка работ художника и студентов его академии. Все отметили, что 7 мая, по пути на свою последнюю инаугурацию, Владимир Путин заинтересовался картиной Дарьи Веселовой, выпускницы Академии акварели Андрияки.
Коридоры власти — верхняя точка успеха, почти звание придворного художника. Выбор работ для этих стен — красноречивое высказывание об актуальных вкусах и идеологических скрепах.
Сравним: в 2008 году на инаугурацию президент Путин шел мимо работ гения живописи и книжной графики 1920–1940-х ленинградца Николая Тырсы. Разница огромна.
Последнее появление в новостях Сергей Андрияка заслужил 14 мая 2024 года: его академия приняла делегацию Исламской Республики Иран, были достигнуты договоренности о принятии студентов художественных вузов Ирана на краткосрочные программы. Вот и русская акварель завоевывает мир. Теперь уже без своего учителя, но по его заветам.