«Это волк-одиночка, который активизировался после выборов»
Что происходит в Словакии на следующий день после покушения на премьер-министра
В четверг появились подробности расследования покушения на премьера Словакии Роберта Фицо. Стрелявший в него Юрай Цинтула был одиночкой, не связанным с какой-либо политической силой и решившим выразить несогласие с политикой правительства столь радикальным способом. По сообщениям медиков и соратников главы правительства, состояние господина Фицо к четвергу стабилизировалось, хоть и оставалось тяжелым.
Покушение на премьера Словакии Роберта Фицо было спланировано заранее. Стрелявший — 71-летний писатель Юрай Цинтула — действовал в одиночку и не состоял в каких-либо радикальных группировках, хотя ранее участвовал в антиправительственных акциях протеста. Цинтула совершил покушение на главу правительства по политическим мотивам. С таким заявлением в четверг выступил словацкий министр внутренних дел Матуш Шутай-Эшток.
«Это волк-одиночка, который активизировался после президентских выборов, поскольку он был недоволен их итогами»,— отметил глава МВД. Напомним, в апреле в стране прошли президентские выборы, победу на которых одержал союзник Роберта Фицо Петер Пеллегрини. Его партия «Голос» по итогам осенних парламентских выборов вошла в состав правящей коалиции с партией премьера Smer.
Сам нападавший днем ранее заявил, что он был не согласен не столько с результатами выборов, сколько с политикой правительства во главе с господином Фицо.
Возможно, что мотивами для покушения на премьера стали такие инициативы кабинета министров, как прекращение помощи Украине, разработка закона о ликвидации организации «Радио и телевидение Словакии», а также отставка председателя судебного совета и упразднение специальной прокуратуры.
Теперь преступнику, решившему выразить свое несогласие с правительством столь диким образом, грозит от 25 лет до пожизненного заключения под стражей.
Напомним, покушение на премьера Фицо произошло днем 15 мая в городе Гандлова. Премьер получил четыре огнестрельных ранения и был экстренно госпитализирован в больницу города Банска-Бистрица для операции. Утром 16 мая пресс-служба возглавляемой им партии Smer написала, что врачам удалось стабилизировать состояние премьер-министра, но оно остается тяжелым, по-прежнему есть опасность для жизни.
Основные комментарии по поводу трагического инцидента со словацким премьером прозвучали уже в день покушения, но и четверг не стал в этом плане «днем тишины». И если одни призвали нацию к спокойствию, то другие продолжили нагнетать. «Из того, какая ненависть была развязана, вышла буря, и теперь мы почти на пороге гражданской войны»,— предупредил глава МВД Матуш Шутай-Эшток.
Уходящий президент Словакии Зузана Чапутова, напротив, высказалась против подстегивания накала страстей, пригласив всех партийных лидеров на встречу для обсуждения политической напряженности. «Давайте выйдем из порочного круга ненависти и взаимных обвинений. То, что произошло вчера, было индивидуальным актом. Но напряженная атмосфера ненависти — это наша общая вина»,— отметила она на пресс-конференции в Братиславе, стоя рядом со своим преемником Петером Пеллегрини, который вскоре придет ей на смену. В «мирное» время господина Пеллегрини и госпожу Чапутову точно нельзя было отнести к союзникам.
Сам Петер Пеллегрини предложил всем партиям Словакии приостановить предвыборную гонку: страна, как и весь ЕС, готовится к июньским выборам в Европейский парламент. По мнению господина Пеллегрини, сейчас самое важное для Словакии — избегать «дальнейшей конфронтации».
На этом фоне вечером в четверг полиция Словакии сообщила об угрозах, которые поступают членам правительства и ряду других политиков. Кроме того, было объявлено, что правоохранительные органы усилили охрану школ, редакций СМИ и пространства у здания парламента страны.
59-летний Роберт Фицо, уже возглавлявший правительство Словакии два раза, вернулся во власть на третий срок осенью 2023 года. Одной из ключевых вещей в его предвыборной программе, которая во многом и стала причиной популярности политика у одной части избирателей, но вызвала отторжение у другой части электората, стала его позиция по украинскому конфликту.
Роберт Фицо открыто выступил за необходимость скорейших переговоров Киева и Москвы и пообещал, что впредь Братислава не будет поставлять украинцам оружие.
Кроме того, словацкий премьер не раз оспаривал целесообразность антироссийских санкций Евросоюза, считая, что такие меры бьют прежде всего по словацкой экономике,— за это он тут же заработал имидж самого пророссийского политика ЕС на пару с венгерским премьером Виктором Орбаном. Весьма противоречивой с точки зрения части словацкого общества оказалась и его внутренняя политика: все первые месяцы с момента возвращения Роберта Фицо в кресло премьера страну сотрясали акции протеста против мер, которые, как считалось, могут поставить под угрозу свободу прессы и лишить самостоятельности судебную систему.