«Мы ставим себе ограничение два года»
В Роскачестве надеются, на признание российских сертификатов «Халяль» большинством исламских стран в ближайшие два года
«Роскачество-Халяль» планирует получить за два года признание и сертификаты высокого качества на всех рынках, куда Россия поставляет халяльную продукцию и куда предполагает поставлять. Максим Протасов рассказал о работе в сфере реализации товаров и услуг.
— Что сегодня происходит с халяль-сертификацей в России?
— Задачей правительства в последние два года было создать устойчивую инфраструктуру национального рынка халяль. Инфраструктура состоит из стандартов, правил аккредитации, сертификации, мониторинга ситуации на рынке и системы продажи и продвижения продукции. В том числе признания продукции на мировом рынке, который вы упоминали. Эта инфраструктура, отсутствовавшая еще несколько лет назад, построена.
— Что входит в эту инфраструктуру?
— У нас появились первые национальные стандарты «Халяль», первые ГОСТы «Халяль». У нас появились правила и регламент по аккредитации органов, по сертификации «Халяль», которую внедрила Росаккредитация. Появился и был аккредитован первый орган по сертификации в стране, наш подведомственный орган «Роскачество-Халяль». «Роскачество-Халяль» активно занялось процессом сертификации товаров, и, что важно, услуг.
— Какая работа сейчас проводится для сертификации товаров?
— Сейчас проходит одновременная работа с торговыми сетями по тому, чтобы на полках торговых сетей находилась продукция «Халяль», только прошедшая сертификацию аккредитованными органами. Чтобы не было фейков и продукции, на которой просто так написано «Халяль», а де-факто продукция не прошла никакой дополнительной проверки.
— С какими компаниями сейчас идет работа?
— Среди тех предприятий, которые сертифицированы «Роскачеством-Халяль», присутствуют такие известные бренды, как «Объединенные кондитеры». Сейчас завершает сертификацию компания «Эконива», крупнейший производитель молока не только в России, но и в Европе. Среди компаний, которые прошли сертификацию на услуги, «Росконгресс». «Казань Экспо» также получает сейчас сертификат «Роскачество-Халяль». Вся линейка молочной, мясной, кондитерской продукции, которую мы можем поставлять и российским потребителям, и за рубеж, уже прошла сертификацию «Роскачества».
— Сертификаты, которые выданы в России, признаются в странах ОИС? Можете поподробнее рассказать? Как происходит процедура признания?
— Да, для того чтобы сертификаты были признаны в какой-либо стране, необходимо, во-первых, пройти аккредитацию в том органе по аккредитации, который в этой стране находится. Это первый путь.
Второй — пройти нотификацию. Это означает получение признания этого сертификата. Необходимо доказать свою компетентность, доказать, что ты следуешь действительно тем стандартам, которые в этой стране принимаются.
— Что было особенно сложным в прохождении аккредитации?
— Тяжелым, но очень интересным этапом было прохождение процедуры совместной аккредитации Gulf Accreditation Center, органом по аккредитации стран персидского залива, с «Росаккредитацией». Коллеги очень внимательно анализировали, как наши специалисты «Роскачество-Халяль» проводят сертификацию на конкретных предприятиях.
— На что особенно обращают внимание при проверке на возможность аккредитации?
— Есть два блока требований, которые предъявляются любому сертифицированному объекту: первый блок требований — чистота. То есть соответствие требованиям пищевой безопасности или требования ХАССП. Второй блок — блок соответствия исламской этике, то есть древнему Корану. Вот это такие два больших кирпича, больших блока. И насколько хорошо эксперт может все это проверить на самом предприятии, собственно говоря, и тестируют приезжающие инспекторы из любой страны.
— В ходе проверок, которые уже состоялись, много ли было замечаний и последовавших доработок?
— Если говорить конкретно, то в связи с тем, что очень сложная аккредитация была произведена их коллегами из органов аккредитации стран Персидского залива, то они задали буквально несколько дополнительных вопросов в части исследований наших стандартов. Они сказали, что им достаточно того, что аудиторы Gulf Accreditation Center нас проверили.
— На прошлой неделе российские халяль-сертификаты признал Кувейт, в каких еще странах начаты процедуры признания?
— Оман, Катар, Кувейт, Узбекистан, Таджикистан уже признали. Идет процесс в Саудовской Аравии, ОАЭ, Иране, Пакистане, Алжире, Малайзии и Индонезии.
— Как оцениваете процесс? Когда в этих странах будет признание российских сертификатов?
— На площадке форума проводятся встречи, в том числе для того, чтобы ускорили процесс признания российских сертификатов. Мы высоко оцениваем сроки признания российских сертификатов в Индонезии. Мы можем сказать, что с этой страной, особенно в рамках работы межправительственной комиссии Россия—Индонезия, очень активно идет движение вперед.
— В какой срок прогнозируется признание?
— Мы предполагаем, что летом этого года. Мы надеемся, что к заседанию межправительственной комиссии, после Петербургского международного экономического форума мы успеем какие-то шаги сделать.
— По остальным странам — можете оценить, когда ожидать новых признаний?
— Мы считаем, что оперативно может быть завершена работа с Пакистаном, Ираном и Алжиром.
— В целом по тем странам, которые вы назвали, насколько высока вероятность получить аккредитации?
— У нас нет оснований считать, что где-то мы не сможем выполнить требований. Существует четыре мазхаба — определенных требования. В каждой стране своя специфика, свой подход к сертификации, но наши подходы наиболее строгие среди этих стран — российские подходы. Уровень компетенции и квалификации наших сотрудников такой, что, я уверен, что мы пройдем аккредитацию в любой целевой стране.
— Есть какие-то временные горизонты: пять лет, три года?
— Мы ставим себе ограничение два года — получить за два года признание и сертификаты высокого качества «Халяль» на всех рынках, куда Россия поставляет свою халяльную продукцию и куда предполагает поставлять.
— Немножко от экспорта отвлечемся. Вы сказали «продукты и услуги», например финансы — они будут сертифицироваться, эта работа ведется?
— Сейчас проходит эксперимент в четырех регионах, работает рабочая группа при Центробанке и рабочая группа при правительстве страны по отслеживанию результатов и процессов этого эксперимента. На площадке технического комитета «Халяль» должен быть подготовлен специальный стандарт по халяльным партнерским финансам.
— А кто этим занимается?
— В работе участвует «Роскачество-Халяль», и конечно, будем дальше эту работу вести. Соответственно, эти принципы должны быть гармонизированы с международными стандартами, для того чтобы банки в других исламских странах, которые привыкли работать на принципах шариатского финансирования, хорошо взаимодействовали с нашими банками, которые получат такую сертификацию.
— Получается, сейчас в вопросах партнерских финансов мы в самом начале пути?
— Да, сейчас мы в начале пути, чего не скажешь еще об одной сфере услуг — Muslim friendly. Это то, о чем все сегодня «шумят». Это система сертификации сферы гостеприимства на предмет благожелательности для мусульман. Вы знаете, что есть халяльные стандарты. «Роскачество-Халяль» при поддержке Духовного управления мусульман Республики Татарстан и других уважаемых муфтиев и муфтиятов нашей страны разработало стандарты Muslim friendly. Сегодня объявили, что начинаем строить систему, и начинаем строить активно. Она даст возможность любой точке (автозаправка, ресторан, поликлиника, отель) постепенно переходить и следовать стандартам Muslim friendly.
— Что самое главное в этой системе?
— Самое главное, в чем состоит эта система,— когда гость сообщает: «Я мусульманин, хочу получить привычный мне и комфортный сервис»,— и получает такую услугу.
— Как вы прогнозируете, насколько большая потребуется инфраструктура? Сколько необходимо сертификационных центров, специалистов? Что нужно сделать?
— Стандарт Muslim friendly предполагает три уровня звездности, три уровня соблюдения требований. «Халяльных требований». Первый уровень — когда на ресепшене человек говорит, что он мусульманин, после, пока он идет в номер, в номере появляется кибла, Коран, коврик, из бара убирается алкоголь, кладется халяльное меню. Это первичный уровень, чтобы мусульманин ощущал себя комфортно. Это касается и других заведений: от заправок до медицинских учреждений. Отель, ресторан имеют возможность таким образом зонировать и организовать свои процессы, чтобы этим требованиям соответствовать.
— Насколько будет востребовано у бизнеса? Что это дает?
— Бизнесу нужна сертификация, чтобы привлекать растущую аудиторию мусульман-россиян и привлекать международных гостей. За два года объем туристов из исламского мира вырос в три раза. Мы также предполагаем нарастить в три раза экспорт отельных услуг.
— Что дает Muslim friendly?
— По поручению президента, индикаторы, которые установлены в поручении, в три раза нарастить экспорт услуг отрасли гостеприимства. Скорее всего, большое количество туристов будут из мусульманских стран. Соответственно, исходя из этого, для бизнеса должна существовать сертификация и обучение следованию этим стандартам. Сертификация должна создать приток нового бизнеса.
— Что еще нужно сделать для развития Мuslim friendly?
— Что он потребует с точки зрения «Роскачества-Халяль»? Он потребует развитие филиальной сети. Сейчас у «Роскачества-Халяль» есть территориальное управление в Башкортостане, в Татарастане и планируется открыть территориальные отделения в республиках Северного Кавказа. В этой работе нам помогают еще два центра компетенций, которые существуют в Роскачестве.
Первый — это центр компетенций в области ХАССП, в области пищевой безопасности. Это те специалисты Роскачества, которые сейчас внедряют принципы пищевой безопасности в ресторанах. Внедряя, проводя сертификацию на ХАССП в ресторанах, они могут параллельно проводить сертификацию по другим принципам, проводить сертификацию по Muslim friendly. Ресторан получает эту услугу в одном пакете. Как мера поддержки.
Есть центр компетенций в области гостеприимства, «Роскачество-Туризм», который занимается классификацией, присвоением звезд Роскачества отелям. Параллельно с классификацией, сертификацией отелей может проводиться и сертификация на требования Muslim friendly. В этом смысле это может быть два в одном.
— Есть ли запросы на прохождение сертификации Muslim friendly из немусульманских регионов?
— Да. Первый отель, который в стране проходит сертификацию Muslim friendly, у нас она только началась — «Роза Хутор». Первый, кто среди конгрессо-выставочных мероприятий прошел сертификацию,— Росконгресс. Это не наши классические регионы, где значимая часть населения исповедует ислам.
Также Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Пермь, Тула и Ярославль. Регионы, которые сейчас развивают собственный туризм, собственную туристическую структуру, будут заинтересованы в том, чтобы приглашать новый поток туристов, новых туристов, туристов из России, мусульман, туристов из других стран. При этом все должно быть максимально упрощено, должна быть создана и введена система портала. У нас есть договоренность с туристическими интеграторами, маркертплейсами и поисковыми системами о том, что на карте страны обозначатся сертифицированные Роскачеством заведения Muslim friendly. При построении маршрута или заказе билетов будет даваться информация, к какому классу Muslim friendly принадлежит заведение. Условно, турист из ОАЭ, приезжая в Россию, может весь свой маршрут построить таким образом, чтобы ему было комфортно.
— По вашим оценкам, насколько большой спрос на сертификацию Muslim friendly от бизнеса?
— У нас есть плановая оценка рынка, порядка 100 сертификатов. Порядка 100 сертификатов в этом году мы должны выдать. Я думаю, что эта цифра будет больше. Многие туристические объекты готовы это делать параллельно с иными видами сертификации, которые проводит Роскачество. Есть еще второй фактор. Роскачество, как созданная правительством структура, существует как мера господдержки, хотя сертификация проводится не на деньги налогоплательщиков, а на деньги предпринимателей. Для малого и среднего бизнеса мы всегда вводим льготные тарифы.
— Насколько сложно для бизнеса получить сертификат «Халяль» и Muslim friendly?
— Получение сертификации «Халяль» — сложный процесс. Получение третьей категории Muslim friendly означает выполнение минимальных требований гостя-мусульманина, другое дело — перевод работы всего своего заведения на принципы «Халяль». Не сложно пройти сертификацию, если ты требованиям соответствуешь. Сложно внедрить требуемое.
— Вернемся к признанию сертификатов. Можем ли мы говорить сейчас, что мы претендуем на расширение экспортных рынков для тех стран, которые признают сертификаты «Халяль»? И на что мы можем рассчитывать в продуктовом секторе?
— Мясные категории, мясо птицы: индюшка и курица. Рынок сухого молока и молочной продукции. Рынок кондитерских изделий, все линейки кондитерских изделий. Сейчас несколько сертификатов получили производители функциональных продуктов питания. Это отрасль создания продуктов, которые добавляют нам здорового функционального питания. Халяльные сертификаты, которые получают производители продуктов функционального питания, тоже позволят увеличить рыночную долю.
— А зерно?
— Если мы говорим о базовых продуктах, на которые тоже требуются сертификат в ряде стран, рапс, пшеница, биржевые товары сельскохозяйственной продукции тоже проходят сертификацию. Но в рыночных, биржевых товарах сертификация не настолько добавляет стоимость, как у брендированных товаров с добавленной стоимостью, переработанном товаре.
Последний вопрос. Есть ли оценки рынка?
— России за последние три года удалось в два раза нарастить экспорт продукции, соответствующей стандарту халяль. В 2021-м Россия поставила только в страны Персидского залива халяльной продукции на $180 млн. В 2024 году экспорт российской халяльной продукции в арабские страны должен достичь $400 млн. При этом Россия планирует расширить географию экспорта на страны Северной Африки.
Протасов Максим Александрович
Родился 14 октября 1972 г. в Москве. Женат, воспитывает троих детей. Окончил экономический факультет Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова (1994), аспирантуру Института Латинской Америки РАН (1995).
В 1992 году основал Чековый Инвестиционный Фонд «ВЕГА». С 1999 по 2005 год являлся членом наблюдательного совета Национальной фондовой ассоциации, входил в экспертный совет Комитета по финансовым рынкам Государственной Думы РФ. В 2010 году вошел в состав Правления межотраслевой Ассоциации производителей и поставщиков продуктов питания «Руспродсоюз». С 2011 по 2015 год являлся председателем «Руспродсоюза». С 2015 года по настоящее время является руководителем автономной некоммерческой организации «Российская система качества».
Приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 27 декабря 2023 года был утвержден секретарем совета по присуждению Премий Правительства РФ в области качества. Также является председателем Общественного совета при Росстандарте.
АНО Российская система качества
Роскачество (Российская система качества) – автономная некоммерческая организация (АНО), проводит независимые исследования качества товаров, присваивает продукции «Знак качества».
Организация учреждена распоряжением Правительства РФ от 30 апреля 2015 года. Руководителем назначен Максим Протасов.
Роскачество занимается вопросами создания и продвижения идеологии и культуры качества, стандартизации, сертификации, оценки качества процессов и внедрения практик управления, проведения потребительских исследований качества товаров и услуг, просвещения потребителей.
В составе Роскачества по поручению Правительства РФ в январе 2023 года был создан Центр компетенций Халяль, цель которого – стандартизация, сертификация и контроль качества продукции и услуг, а также продвижение сертифицированной российской продукции халяль на внутреннем рынке и за рубежом.