Разговоры о башном
Эксперты разъяснили, как нужно правильно понимать последние кадровые назначения
Экспертный институт социальных исследований (ЭИСИ, один из ключевых аналитических центров администрации президента) провел в четверг на базе МИА «Россия сегодня» круглый стол, посвященный послеинаугурационным кадровым перестановкам. Участники мероприятия настоятельно призывали экспертов и журналистов не связывать эти назначения с борьбой внутриэлитных групп и просили трактовать их как проявление единой, системной и эволюционной кадровой политики властей.
На этот раз эксперты ЭИСИ были настроены очень решительно: не раз и не два в ходе круглого стола они прямо призывали не рассматривать перестановки в правительстве и администрации президента как результат борьбы каких-то элитных групп. «Мне не очень нравятся некоторые интерпретации через привязку к тем или иным номенклатурным группам, клиентелам»,— говорил, например, руководитель научного совета Центра политической конъюнктуры Алексей Чеснаков. «Такая оценка с точки зрения элитных групп создает впечатление, что есть инсайд, причем на самом деле инсайда-то обычно и нету, а есть догадки»,— поддержала его представитель ЭИСИ Екатерина Соколова. А управляющий директор ЭИСИ по взаимодействию с экспертным сообществом Фирдус Алиев попросил журналистов и других участников круглого стола вообще отказаться от терминов вроде «борьба кремлевских башен». Их использование, уверен он, говорит о неспособности к анализу реально происходящих процессов: «Мы как экспертная площадка десять раз рассказывали, как кадровая политика реализуется».
Взамен анализа перестановок по принципу принадлежности конкретных кадров к той или иной элитной группе эксперты предложили более простые интерпретационные модели, которые исходили из достаточно схожих тезисов.
«Президент оказался верен своей кадровой стратегии. Виден эволюционный путь развития: президент переназначает кадры, понимая их высокий уровень профессионализма. Рекрутинг кадров носит институциональный характер. Например, "школа губернаторов" выпускает многих федеральных политиков»,— первым показал пример корректной интерпретации Алексей Чеснаков. Саму «школу губернаторов» (специальные управленческие курсы на базе Высшей школы управления РАНХиГС, курируемые администрацией президента) господин Чеснаков предложил переименовать в «школу суперполитиков», так как ее выпускники занимают видные позиции не только в губернаторском корпусе. Заодно он похвалил еще одну структуру, развитием которой занимался внутриполитический блок Кремля,— Госсовет. «Президент руководствуется тем, что необходимо для страны. Все эффективные чиновники переназначены и сохраняют свои позиции… Каждый из назначенных министров — это личность. Каждый проявил себя, работая в регионе. Региональные руководители проявляли себя на федеральном уровне в составе Госсовета. Эта работа становится важным фактором для принятия тех или иных кадровых решений»,— объяснил политолог переход на федеральный уровень пяти губернаторов.
Руководитель экспертного совета ЭИСИ Глеб Кузнецов отметил, что после инаугурации президента вся система власти была подвергнута «оценке и ревизии», в результате чего были произведены «логичные, взвешенные и, самое главное, точечные» изменения. «Кадровая политика — это не про обновление ради обновления, не про консерватизм ради консерватизма, это про выполнение задач, эффективность и оптимальное использование ресурсов при выполнении этих задач»,— заявил политолог. Он же оказался единственным участником круглого стола, поделившимся своей оценкой самого резонансного назначения последних дней. «Андрей Белоусов (новый министр обороны.— “Ъ”) — это ключевой стратег в правительстве, он был ключевым стратегом и в администрации президента. Именно он один из авторов нашей стратегии социально-экономического развития. Он также человек, не чуждый сферы обороны, он курировал беспилотный проект. Его перевод в Министерство обороны — это работа над тем, чтобы цена победы не оказалась избыточной или заоблачной. Ресурсы должны быть достаточны, но не избыточны»,— подчеркнул господин Кузнецов. В связи с этим он в конце обсуждения предрек нынешнему кабмину возможность стать «правительством победы». (Кстати, о переходе Сергея Шойгу с поста министра обороны на должность секретаря Совбеза на круглом столе не сказали ничего.)
«Показательны кадровые решения по администрации президента — абсолютно демонстративная оценка президентом эффективности института руководителя администрации президента и его заместителей»,— развил оглашенную коллегами мысль Фирдус Алиев.
По его мнению, все руководители администрации могут считать, что получили от президента «пять по пятибалльной шкале». Также эксперт отметил «кадровые закладочки», которые делает президент: он «ставит людей "на вырост", пробует их там, где можно подстраховать в начале». Имен господин Алиев не назвал, но, судя по всему, в данном случае имелось в виду назначение помощником президента экс-главы Тульской области Алексея Дюмина. «Владимир Путин не делает резких шагов, дает человеку возможность проявить себя. Реализуется меритократический принцип: власть достается по способностям, профессиональным навыкам»,— добавил эксперт.
«В теории принятия решений есть три подхода: можно воспринимать власть как монолит, как несколько противоборствующих субъектов, из конкуренции которых рождаются решения, или просто как исполнительский хаос, из которого вообще рождается что-то. То, что мы наблюдаем с нашим глубоким погружением,— это монолитная система институтов, направленная на рост, выявление и дополнение недостающих компетенций»,— добавила научности Екатерина Соколова.
«Начну с того, что лет пять назад у нас появился проект про "губернаторов новой волны"»,— указала, в свою очередь, эксперт ЭИСИ Дарья Кислицына. Всех глав регионов, подходящих под это определение, по ее мнению, характеризуют эмпатия, близость к людям и эффективность. При этом в какой-то момент госпожа Кислицына вспомнила о Калининградской области, которую многие эксперты как раз приводят в пример, говоря о влиянии элитных групп на российскую кадровую политику. Напомним, что теперь уже бывший глава этого региона, выходец из Минпромторга Антон Алиханов по итогам майских назначений возглавил «родное» министерство, а его преемником в регионе стал заместитель главы того же ведомства Алексей Беспрозванных. «Калининград и Минпромторг — очень связанные субъекты в силу решаемых задач»,— по-своему разъяснила суть этого кейса госпожа Кислицына.