«Будущее — за Edtech»
Суммарная выручка топ-100 Edtech-компаний России за год выросла на 22,5%, следует из отраслевого рейтинга агентства Smart Ranking. За первый квартал 2024 года крупнейшие игроки в общей сложности заработали 33 млрд руб. против 26,9 млрд за аналогичный период прошлого года. Корпорация «Синергия» заняла в Edtech-рейтинге третье место, показав рост выше рынка. «Деньги» поговорили с ее президентом Вадимом Лобовым о том, как удалось добиться таких результатов, что сейчас востребовано на рынке и какие проблемы есть у классических образовательных институтов.
— Edtech-отрасль начала развиваться в России относительно недавно, но объем выручки ее игроков уже составляет более 100 млрд руб. в год. В чем вы видите причины роста и продолжится ли он в обозримом будущем?
— Ключевая роль Edtech заключается в повышении доступности образования. По данным Росстата, к 2030 году доля молодежи 14–24 лет увеличится на 2,7 млн человек. Нагрузка на систему среднего и высшего образования существенно возрастет. Решить проблему только за счет строительства учебных заведений и кампусов не получится: вспомним острую нехватку детских садов лет 15 назад — чтобы обеспечить всех местами, ушли годы. Поэтому нужно развивать онлайн-форматы и смешанное обучение (blended learning).
Кроме того, традиционное образование нуждается в модернизации. Часть выпускников выходит из вузов без должных практических навыков: исследования показывают, что работодатели доучивают около четверти молодых специалистов. К тому же многие работают не по специальности, а это экономические потери, кадровый голод, структурная безработица.
Решением может стать развитие концепции непрерывного образования. Такой подход идеологически отличается от традиционного и подразумевает обучение на протяжении всей жизни.
Следуя этой концепции, «Синергия» работает над созданием единой образовательной экосистемы на российском рынке, которая включает все ступени образования (дошкольное, школьное, среднее общее и специальное, высшее), а также бизнес-программы, корпоративное обучение, МВА, программы для пожилых. Соответственно, мы закрываем потребности в обучении людей любого возраста.
— Можно выделить наиболее востребованное направление в вашей экосистеме?
— Одним из наиболее перспективных сегментов на рынке Edtech мы считаем дополнительное профессиональное образование. Сегодня есть тренд на переподготовку, на смену профессии, поскольку требования к навыкам и знаниям постоянно меняются, а формат ДПО позволяет быстро актуализировать контент.
В этом году мы открыли специализированное подразделение — Академию «Синергия», которая предлагает программы переподготовки и повышения квалификации. И уже заняли в Edtech-рейтинге в сегменте ДПО седьмое место, заработав за первый квартал порядка 430 млн руб. Считаю, что это неплохой старт.
— А зарубежные направления вы развиваете?
— Да, мы создаем филиалы за рубежом. У нас есть представительства в Африке, Китае, Индии, филиал в ОАЭ. В сентябре откроется филиал в Бангладеш. Иностранные студенты не просто получают российские дипломы, но и могут работать в крупнейших российских компаниях, которые ведут деятельность в их странах. Например, «Росатом» сейчас строит АЭС в Бангладеш, «Сбер» открывает офисы в Индии.
— Суммарный годовой рост Edtech-выручки «Синергии» составил 64%. За счет чего удалось добиться таких показателей?
— Это преимущество образовательной экосистемы: мы, во-первых, даем возможность учиться всем членам семьи, во-вторых, предлагаем человеку непрерывное образование в течение всей жизни.
Многие наши студенты получают дополнительное или второе высшее образование, степень MBA и становятся кросс-функциональными специалистами. Таким образом, «Синергия» готовит компетентных выпускников, способных сразу погрузиться в работу. Сегодня у нашего бренда благодаря качеству образовательных программ сформировано лояльное активное сообщество. В настоящее время в «Синергии» учатся свыше 200 тыс. человек, а за весь период работы мы подготовили более 500 тыс. специалистов.
— Считается, что удерживать учащихся онлайн более шести месяцев сложно. Как вам удается сохранять интерес студентов?
— Проблема мотивации и удержания учащихся действительно существует. Эффективным форматом, обеспечивающим высокое качество образования, является blended learning — сочетание онлайн-обучения и очных форм. Если такой возможности нет, нужно применять форматы живого сопровождения, систему поддержки учащихся кураторами и тьюторами. Отдельно мы разрабатываем технологии ИИ, чтобы следить за реакцией слушателей и их вовлеченностью в учебный процесс.
Кроме того, мы производим IT-продукты для технологического обеспечения учебного процесса, которые применяем не только внутри корпорации, но и предлагаем сторонним образовательным и бизнес-организациям.
— Какие IT-продукты разрабатываете?
— Разработкой занимается дочерняя компания «Синергия Софт». Один из ключевых продуктов — платформа Synergy LMS для управления учебным процессом. Во время пандемии она позволила оперативно перевести всех учащихся на дистанционное обучение буквально за пару дней. Эта разработка сейчас востребована в образовательной сфере, и мы рады поделиться ею с коллегами. Также у нас есть сервисы Synergy Webinar для передачи контента, Synergy BI для анализа данных.
Сегодня сложился стереотип, что Edtech — прежде всего онлайн-курсы. Но одна из ключевых составляющих рынка — как раз разработка и применение образовательных технологий и методик. По прогнозам, в ближайшем будущем это направление будет расти на 20–30% в год.
Поэтому даже традиционные игроки будут осваивать цифру. Соответственно, потребители образовательных услуг смогут получать более широкий спектр программ и форматов обучения. Думаю, что благодаря Edtech-направлению мы скоро увидим скачок развития образовательной отрасли в нашей стране.