Смерть в Коуволе — приговор в России
Гатчинец получил 15 лет за убийство жены в Финляндии
Суд в Санкт-Петербурге приговорил уроженца Гатчины Дениса Кирьянена к 15 годам строгого режима за убийство жены, которое он совершил на территории Финляндии десятилетие назад. Процесс вызвал большой резонанс в обеих странах. Расследование осложнялось тем, что тело Юлии Середенко не найдено по сей день. При этом российская прокуратура дважды указывала на недостаточность доказательств. Сам подсудимый все обвинения отрицает и ранее настоял на суде присяжных, однако те единодушно признали его виновным. Показания против осужденного дал его же приятель. На итоговом заседании Денис Кирьянен, находящийся под стражей более двух лет, заявил, что в СИЗО подвергся пыткам.
На последнем заседании в Ленинградском областном суде в пятницу, 17 мая, судья Артем Лытаев приговорил Дениса Кирьянена к 15 годам колонии строгого режима с ограничением свободы на два года. Иски от потерпевших — старшего сына погибшей, Романа Середенко, и ее матери, 83-летней Валентины Панкратьевой, — были удовлетворены частично. Суд снизил заявленную сумму с пяти миллионов рублей до трех. Во время судебных прений, которые прошли двумя днями ранее, прокурор Ленобласти Сергей Жуковский запросил для Дениса Кирьянена наказание в виде 16 лет в ИК строгого режима. «Для восстановления социальной справедливости и возмездия за совершенное преступление не может существовать ни территориальных границ, ни временных рамок»,— отметил господин Жуковский.
Подсудимый вину так и не признал. Ранее он потребовал суда присяжных, однако в конце апреля коллегия единогласно вынесла вердикт о виновности: она пришла к выводу, что Денис Кирьянен не заслуживает снисхождения.
Уголовное дело в 2013 году вслед за исчезновением россиянки 1971 года рождения в соседней стране возбудили сразу же. Тем не менее финские власти вскоре освободили Кирьянена, не предъявив обвинений. В России же производство по ч. 2 ст. 105 УК РФ было открыто только через два года. Фигуранта в его родной Гатчине полиция задержала 26 декабря 2021-го, когда он прибыл из Финляндии, чтобы навестить друга, Александра Морозова. Таким образом, Денис Кирьянен провел в СИЗО более двух лет. Дело об убийстве Юлии Середенко было передано суд в конце июля прошлого года.
Россиянин переехал в финский городок Коувола вместе с женой и семилетним сыном в 2011 году. Согласно материалам дела, спустя год в семье стали регулярно происходить ссоры, после чего супруги приняли решение жить отдельно, но отложили официальный развод. Ребенок остался с матерью, однако у него была возможность проводить время с отцом в выходные. Согласно данным расследования, 19 сентября 2013 года Денис Кирьянен зашел к Юлии, чтобы обсудить условия, связанные с разделом совместно нажитого имущества. В ходе беседы снова вспыхнул конфликт. Тогда фигурант, по его собственному признанию, схватил гантель и несколько раз ударил ей жертву.
Во время допроса обвиняемый утверждал, что жена начала его душить и он в попытке оттолкнуть ее взял с пола снаряд, случайно попав им Юлии в голову. После остановки кровотечения, по словам подсудимого, супруга самостоятельно вышла из квартиры и с тех пор они не встречались. Спустя девять суток после инцидента Денис Кирьянен сообщил в полицию о том, что был избит, но медики установили, что травмы, вероятно, были получены за день-два до обращения в органы.
Свидетелем со стороны обвинения выступил упомянутый Александр Морозов. На процессе он заявил, что друг ранее сам признался ему в убийстве, а также в том, что сбросил завернутое в мешок тело Юлии в реку.
Представители прокуратуры пояснили в суде, что Центральная криминальная полиция Финляндии вела поиски трупа женщины. В них участвовало несколько катеров, локаторов, четыре водолаза и другой персонал, но результата не было. Однако в машине подозреваемого правоохранители обнаружили пакеты, моющие средства и следы ДНК его супруги. Гособвинитель также представил полуторакилограммовую гантель, которой были нанесены удары. Позже, во время прений, прокурор Жуковский указал на необходимость вернуть спортивный снаряд «компетентным органам Финляндской Республики».
Уже после вынесения приговора в региональном главке СКР сообщили, что, «несмотря на неочевидный характер преступления, которое не удавалось раскрыть много лет, следователи проделали скрупулезную работу по сбору доказательств».
Стоит отметить, что ранее прокуратура утверждала, что преимущественная часть доказательств первоначально была собрана финской стороной. Новых данных об обстоятельствах смерти российское следствие на тот момент не получило, а имеющиеся носили лишь «вероятностный характер». Надзорное ведомство дважды возвращало дело на дополнительное расследование. Последний раз — в начале марта прошлого года. Именно это и стало на протяжении всего процесса главным аргументом стороны защиты. Сам фигурант во время последнего слова в очередной раз повторил, что не убивал жену, а собранная следствием доказательная база основана «не в том числе, а исключительно на предположениях», но был остановлен судьей, который напомнил, что суд запрещает ставить под сомнение вердикт присяжных. На это Денис Кирьянен ответил, что на коллегию было оказано давление, а сам он якобы подвергся пыткам в изоляторе.
Адвокат подсудимого Нина Рубцова, в свою очередь, обратилась к суду с просьбой о снисхождении к 52-летнему подзащитному. Она попросила обратить внимание, что ее доверитель — «лицо немолодое», но при этом никогда не привлекался ни к уголовной, ни к административной ответственности, воспитывает сына, не состоит на учете у психиатра и нарколога. Еще одним доводом защиты стало то, что Денис Кирьянен после исчезновения Юлии Середенко выбрал себе «достойную женщину», которая воспитывает его ребенка. По окончании последнего слушания госпожа Рубцова сообщила, что приговор будет непременно будет обжалован.
Родственники погибшей отметили в беседе с «Ъ-СПб», что решением суда в целом удовлетворены, добавив, что все это время они «жили в аду», так как опасались, что убийца останется безнаказанным.
Во время перерыва на одном из заседаний представители обвинения обсудили широкий общественный резонанс вокруг уголовного дела, отметив его международный характер: сам процесс активно освещали и финские, и российские СМИ. Впрочем, как заметили сотрудники прокуратуры, в Финляндии любое дело, связанное с убийством, считается достаточно громким.