Цирк с конями
Hermes заводит часы
Однажды много лет назад, но на моей памяти часовщики Hermes взяли и выиграли Grand Prix d’Horlogerie de Geneve у потомственных часовщиков с вековыми историями. С тех пор и побед на конкурсах прибавилось, и цены на аукционах на часы марки поднялись вверх. Так что на всех салонах на их работу теперь смотрят с особым вниманием, всегда с удивлением, иногда с ревностью.
Главное, что у часовщиков Hermes есть особое мнение по поводу часов и часового искусства. Для них не так важны сами усложнения, которыми они не только владеют, но и склонны их изобретать заново, как возможность проявить особый артистизм, всегда свойственный марке.
Причем проявляется это не только в специальных сложных часах, привлекающих интерес журналистов, но и в «рядовых» линиях, разрабатываемых с необыкновенной изобретательностью и точностью. Здесь задача гораздо более сложная: не удивить разовым рекордом, а создать знаковую модель, способную сравниться в популярности не только с уже известными гермесовскими часами, но и с их же прославленными и желанными шарфами или сумками. Что поделаешь, работать в знаменитой модной марке и легче, и труднее.
Такова новая коллекция Cut, чье название — «Срез» —рассказывает об особенности ее формы: классическая «подушка» чуть срезана по сторонам. Это дает приятное на вид и на ощупь сочетание острых углов и мягких линий, матовых и полированных поверхностей. Что более всего напоминает Cut в фас, так это арену цирка, по цветному кругу секунд которой скачет, как цирковая лошадка, оранжевая кнопка на конце стрелки. Часовые метки, вырезанные гермесовским шрифтом, не расставлены вертикально, а направлены к центру циферблата, точно акробаты. Заводная головка смотрит вверх между отметками «1» и «2 часа» и украшена выгравированной буквой H.
Для коллекции использован собственный механизм Hermes H1912 с автоподзаводом и 50-часовым запасом хода. Cut выпущены во множестве вариантов: в стали, в стали и розовом золоте, с безелем из 56 бриллиантов и с многоцветными ремешками: белыми, оранжевыми, серыми, зелеными, синими, красными — целых восемь цветов и оттенков. Эта пестрота, спорная у других марок, необычайно подходит цветному и радостному миру Hermes. И жаль, что чаще всего о Cut говорят как о женской коллекции, от имени мужчин я считаю это крайне несправедливым.
Среди специальных моделей — выпущенная всего в 24 экземплярах Arceau Duc Attele, сложные часы с «ручным» механизмом Hermes H1926 в корпусе Arceau, придуманном Анри д’Ориньи еще в 1978 году. У них два «великих» усложнения. Это установленный чуть выше горизонтальной оси циферблата центральный трехмерный турбийон, круглая каретка которого воспроизводит узор с семейными монограммами «Н» на кованой двери лифта из исторического магазина марки 24 Фобур-Сент-Оноре. И минутный репетир: его молоточки — два конька внизу циферблата — напоминают о тех особых отношениях, которые связывают марку с конской сбруей и конным спортом. О том же самом говорят и «художественные» часы Arceau Chorus Stellarum. Таких часов выпущено только шесть. В скачущих на лошади скелетах можно увидеть и намек на скорый конец света, и классику vanitas, и мотив веселого мексиканского праздника мертвых. Циферблат с всадником-скелетом, вдохновленный шелковым шарфом Chorus Stellarum японского иллюстратора Дайске Номура, украшен ручной росписью, а кнопка на «9 часах» заставляет двигаться всадника и лошадь на фоне позолоченных созвездий.