Яхтенный туризм расходится по направлениям
Какие маршруты выбирают путешественники
В РФ резко вырос интерес к яхтенному туризму. Популярностью пользуются как маршруты внутри страны, так и зарубежные направления. По данным Российского союза туриндустрии, спрос за последние два года увеличился вдвое. Игроки рынка продают туры, в частности, по Балтийскому морю. А вот в Черном и Азовском из-за различных ограничений востребованность длительных прогулок не очень высокая, говорят эксперты. Активнее операторы стали предлагать маршруты на Дальнем Востоке, в том числе на Камчатке.
Если говорить о зарубежных путешествиях, то все более популярной становится Турция. Причем без учета перелета и питания туры в республике обходятся клиентам дешевле, чем некоторые российские, говорит глава комиссии РСТ по яхтенному туризму, директор территориальных проектов в компании «Сила ветра» Анна Носова: «За последние два года раскрутилось направление Дальнего Востока. В среднем пятидневный тур стоит порядка 100 тыс. руб. на человека. В него входит, естественно, место на яхте, принадлежности для комфортного пребывания на лодке, работа профессионального шкипера, обучение азам парусного дела, пешие экскурсии, маршруты по заповеднику "Земля леопарда".
При этом зарубежные направления часто бывают дешевле, чем в России. Вот, например, Камчатка у нас самая дорогая, но там погода бывает непредсказуемой, из-за чего путешествие может растянуться.
То есть обычно у нас где-то на неделю тур рассчитан, а с учетом погодных рисков он может занять и десять суток. Такие программы стоят порядка 200 тыс. руб. на одного. В них входят услуги повара. И на цену, конечно же, очень сильно влияет отсутствие инфраструктуры, какие-то дикие стоянки. Оборудованных яхтенных марин в нашей стране нет. Из-за этого зарубежные направления бывают часто доступнее и дешевле, например, Турция вообще круглогодичная».
Есть на рынке предложения и в более высокой ценовой категории. Стабильным спросом в этом сегменте пользуются туры как в России, так и в Средиземном море, где суда отплывают не только из Турции, но также из Греции и Хорватии. Итоговый бюджет такого отдыха зависит от запросов клиента, которые бывают весьма необычными, пояснил руководитель чартерного направления компании Marinepoint Дарья Илатовская: «Если мы говорим о Москве, Санкт-Петербурге и, например, Сочи, то суточная аренда во всех трех локациях в обычные дни стартует от 550 тыс. руб. в сутки. Это если не праздничные дни или не период проведения ПМЭФ. В эту цену входит аренда яхты, работа экипажа и все, что есть на борту, гидроцикл, например. Нечасто в России у нас это встречается, но иногда бывает.
Если мы говорим про Турцию или вообще регион Средиземного моря, то аренда яхты от 18 до 23 м может составить от €10-15 тыс. в сутки; в неделю это уже будет €50 тыс., скорее, даже €90 тыс.
В случае моторной или парусной яхты 30-40 м речь пойдет о €80-€100 тыс. в неделю. Плюс, депозит на расходы, который составляет 30-35% от цены аренды. Из него мы уже покрываем топливо, стоянки, экскурсии и закупку провизии. Плюс 20% составляет налог в Турции на чартер. Таким образом, у нас сумма €100 тыс. прирастает еще на 50%, и уже от €150 тыс. под ключ будет стоить недельный чартер в Турцию. За это время мы можем выйти из города Бодрум и дойти до Гечека. Мы стоим на якоре ночью, и днем гости купаются или посещают достопримечательности. Кто-то занимается рыбалкой, кто-то — дайвингом или снорклингом. Диджея часто или кавер-группу приглашают на борт. В случае с турами на Камчатке как-то выступали даже представители коренных народов».
Дальнейшему росту популярности яхтенного туризма в стране может помешать отсутствие необходимой инфраструктуры и некоторые другие факторы, считает бывший главный редактор журнала «Катера и яхты», конструктор маломерных судов Алексей Даняев: «В России нет мест, куда можно прийти, как, скажем, в Финляндии. Там полно "зеленых" стоянок, и они все ухоженные, за ними присматривают специальные люди на местном муниципальном уровне. У нас такого нет.
Сейчас появляются большие роскошные марины, но у них цена стоянки совершенно неподъемная. А маленьких стояночек, за которые, скажем, можно заплатить 20-30 тыс. в год, очень мало.
Зато есть много баз отдыха на берегах. Есть места, куда интересно приходить на лодках, но стало меньше плавучих заправок, почему-то они закрываются. Скажем, приходишь в Великий Новгород, а там просто негде заправиться. Полно нюансов, особенно пограничных, потому что если в Санкт-Петербурге очень просто было договориться с пограничниками, чтобы выйти за границу, то на Черном море и на Дальнем Востоке все очень жестко: нужно за два часа предупреждать, следовать в конкретные точки. В общем, все это не способствует водному туризму, прямо скажем».
В 2021 году, еще до начала военных действий на Украине, была принята концепция развития яхтенного туризма в России на ближайшие десять лет. Она подразумевала обновление необходимой инфраструктуры, в частности, в Краснодарском и Приморском краях, в Крыму, Москве и Санкт-Петербурге. А, к примеру, в Магадане, согласно документу, к 2026-му должен появиться Морской туристический центр. Стоимость этого проекта, как пишет ТАСС, составляет 11,5 млрд руб.
С нами все ясно — Telegram-канал "Ъ FM".