Иран потерял президента
Крушение вертолета Эбрахима Раиси оставило много вопросов
Ситуация вокруг Ирана в воскресенье оказалась главной новостью в связи с событием, предвидеть которое не мог никто. Вертолет президента страны Эбрахима Раиси, возвращавшегося домой после «исторического визита» в Азербайджан, в сложных погодных условиях потерпел крушение в труднодоступной горной местности на северо-западе Ирана. Авиаинцидент с главой влиятельного государства Ближнего Востока, на которое во многом завязана региональная и глобальная политика, взорвала мировое информационное пространство. Предположения о том, что Эбрахим Раиси погиб, поставили вопрос о преемственности власти в Иране и возможности сохранения прежнего жесткого курса Тегерана внутри страны и в конфликтных отношениях с Западом.
Крушение вертолета, на борту которого находился президент Ирана Эбрахим Раиси, произошло в воскресенье вечером близ иранского города Джульфа, который находится в 600 км северо-западнее Тегерана, в пограничной с Азербайджаном иранской провинции Восточный Азербайджан.
Сразу после появления облетевших мировые СМИ первых кратких сообщений о «жесткой посадке» вертолета иранского президента вокруг инцидента на некоторое время возник информационный вакуум в связи с отсутствием обратной связи с пострадавшими и серьезными трудностями проведения поисково-спасательных работ в плохих погодных условиях — дождя и густого тумана.
Изначально достоверно известно было лишь то, что иранская делегация летела из Азербайджана на трех вертолетах. В ее состав помимо главы государства также входили глава МИД Ирана Хосейн Амир-Абдоллахиан, министр энергетики Али Акбар Мехрабиан, министр дорог и городского развития Мехрдад Базрпаш, губернатор провинции Восточный Азербайджан Малик Рахмати и имам мечети города Тебриз аятолла Аль-Хашеми.
Информационную паузу прервало появление сообщений о том, что Эбрахим Раиси не пострадал и якобы даже сумел благополучно выбраться из аварийного вертолета и отправиться на автомобиле в составе кортежа в Тебриз.
Однако вскоре выяснилось, что никакого хеппи-энда не произошло: иранское государственное агентство Mehr удалило информацию о том, что президент республики жив.
Новая волна новостей несла признаки того, что произошло худшее. Жизни президента и главы МИДа находятся «под угрозой», сообщил агентству Reuters неназванный иранский чиновник: «Сообщения, поступающие с места посадки вертолета, вызывают очень серьезные опасения»,— сообщил источник агентства.
Появилась неподтвержденная информация о начале формирования нового чрезвычайного правительства и призывах к гражданам Исламской Республики молиться за попавших в аварию руководителей.
После того как было определено точное место крушения вертолета — район села Узи (одно из самых труднодоступных мест провинции Восточный Азербайджан), к месту крушения отправились более 40 команд спасателей, 15 групп с поисковыми собаками. В центр провинции город Тебриз выехали 8 машин скорой помощи. Спасательную операцию координировал глава иранского общества Красного Полумесяца Пир Хосейн Коливанд. Как сообщили в управлении по чрезвычайным ситуациям Турции, Анкара направила на место катастрофы своих альпинистов и спецтехнику.
Однако проведение спасательных работ осложнялось сильным туманом, отсутствием дорог, обеспечивающих доступ к месту крушения, и наступлением темноты.
В связи с этим главный вопрос — удалось ли выжить главе государства — оставался без ответа, и надежды на его спасение становились все более призрачными.
Информационная картина вокруг президента Ирана в первой половине дня выглядела совсем по-иному, не предвещая трагической развязки. В воскресенье утром Эбрахим Раиси прибыл с визитом в Азербайджан и вместе с президентом страны Ильхамом Алиевым принял участие в торжественной церемонии сдачи в эксплуатацию гидроузла «Худаферин» и открытия гидроузла «Гыз-Галасы», построенных на реке Араз.
Выступая на церемонии, президент Азербайджана, оказавшийся последним иностранным лидером, который видел своего иранского коллегу до крушения его вертолета, назвал открытие гидроузлов на реке Араз «историческим событием» для двух соседних стран. В своем выступлении Ильхам Алиев также сделал несколько громких заявлений о политической ситуации на Южном Кавказе, непростом переговорном процессе с Арменией, а также об отношениях Баку и Тегерана, переживших острый кризис и только сегодня вставших на путь нормализации.
«Развитие региона должно обеспечиваться волей народов, проживающих в регионе. Вмешательство нерегиональных стран в наши дела неприемлемо. Если кто-то — руководители стран, расположенных в тысячах километрах отсюда,— хотят добиться каких-то результатов в этом регионе, то пусть говорят с нами. Неуместное и ненужное вмешательство до сегодняшнего дня не приносило и не принесет никакой пользы»,— заявил Ильхам Алиев.
«Ирано-азербайджанская дружба, братство являются важным фактором стабильности, укрепления мер безопасности в регионе в будущем. Во всех международных организациях, членами которых являемся, мы поддерживаем друг друга и будем делать это и впредь»,— заявил Ильхам Алиев.
Между тем весьма символично, что в считаные часы после предупреждения азербайджанского лидера о недопустимости вмешательства внешних сил, в ситуацию в регионе, предположительно, вмешались силы природы, оставив без ответа вопросы об обстоятельствах и причинах столь драматичного завершения исторического визита Эбрахима Раиси в Азербайджан.
Третьей волной публикаций об инциденте стали наводнившие СМИ конспирологические теории о том, что его причиной могли стать не плохие погодные условия, ошибка пилотов или техническая неисправность вертолета, а заговор внешних сил, к которым причислили Израиль и США.
Между тем предположения о том, что избранный президентом в 2021 году 63-летний Эбрахим Раиси погиб, поставили вопрос о его преемнике и возможности сохранения прежнего жесткого курса Тегерана внутри страны и в конфликтных отношениях с Западом.
Учитывая сложную систему религиозно-светской власти в Иране, на вершине которой над президентом стоит верховный лидер Ирана аятолла Хаменеи, стране на ближайшую перспективу, судя по всему, удастся избежать потрясений. Вероятным преемником Раиси в случае его смерти называют вице-президента Мохаммада Мохбера.
Впрочем, по мнению экспертов, в дальнейшем Ирану может грозить кризис преемственности. Дело в том, что президент Раиси считается едва ли не главным возможным преемником 85-летнего аятоллы Хаменеи. Другим вероятным преемником верховного лидера Ирана называют его сына Моджтабу Хаменеи, но последний менее популярен, чем президент Раиси, и его назначение на высший пост в государстве может вызвать серьезное сопротивление.
Как бы то ни было, но по состоянию на вечер воскресенья вопросы о том, что же случилось в небе над Восточным Азербайджаном, выжил ли президент Раиси и что теперь будет с Ираном, оставались без ответа.