«Идеал — стремиться к миру, но мы не должны питать иллюзий»
Новый лидер Тайваня официально вступил в должность
Избранный в январе новый глава Тайваня Уильям Лай в понедельник официально вступил в должность. В своей инаугурационной речи он заявил, что Тайвань и Китай «не подчиняются друг другу», и произнес слово «демократия» 31 раз, дабы подчеркнуть разницу между островом и материком. Он также назвал военные учения Китая у берегов Тайваня «величайшим стратегическим вызовом глобальному миру и стабильности», но при этом призвал Пекин выбрать «диалог вместо конфронтации». Впрочем, рассчитывать на то, что антагонизм между двумя берегами Тайваньского пролива снизится в ближайшие годы, новому главе тайваньской администрации не приходится. Равно как и уповать на легкую жизнь при проведении внутренней политики.
Заявка на неподчинение
Церемония инаугурации 64-летнего Уильяма Лая получилась красочной, яркой и даже несколько попсовой. Помимо вполне уместных по такому случаю залпа из 21 орудия и пролета самолетов, оставивших в небе цветной след, чествование нового главы сопровождалось еще и массой танцевальных выступлений от традиционного стиля до брейк-данса и хип-хопа и появлением на центральной улице людей в костюмах драконов, надувного земного шара и даже гигантской синей лошади, выпускающей дым из ноздрей.
Между тем первое обращение господина Лая к нации настраивало на мысль, что праздника каждый день острову ждать не стоит и расслабляться тайваньцам не следует. «Все наши политические партии должны выступать против аннексии и защищать суверенитет. И никто не должен допускать идею отказа от нашего национального суверенитета в обмен на политическую власть»,— отметил новоиспеченный глава Тайваня, призвав народ «объединиться, чтобы защитить нашу нацию». От кого надо защищаться, было понятно и без упоминания конкретной страны, но господин Лай все-таки подробно остановился на этом далее.
Он, в частности, подчеркнул: конституция Тайваня «ясно» дает понять, что «Китайская Республика (так Тайвань именует себя официально.— “Ъ”) и Китайская Народная Республика не подчиняются друг другу».
И назвав военные акции Пекина «величайшим стратегическим вызовом глобальному миру и стабильности», он призвал Китай «прекратить угрожать Тайваню в политическом и военном плане» и «выбрать диалог вместо конфронтации».
«Взаимная выгода и процветающее сосуществование будут общими целями... Я надеюсь, что Китай признает реальность существования Китайской Республики»,— сказал он под бурные аплодисменты собравшихся. Но тут же дал понять, что сам считает такой исход не особо реалистичным. «Сограждане, у нас есть идеал — стремиться к миру, но мы не должны питать иллюзий. Прежде чем Китай откажется от использования силы для вторжения на Тайвань, граждане должны понять следующее: даже если мы примем все претензии Китая и откажемся от своего суверенитета, амбиции Китая по аннексии Тайваня не исчезнут»,— заверил он, обращаясь к собравшимся, в числе которых было более 600 иностранных гостей.
Так, на церемонию в Тайбэй приехали делегации из около полусотни стран, включая лидеров большинства из 12 остающихся дипломатических союзников Тайваня и парламентариев ряда западных стран.
Сразу реагировать на речь нового лидера, за которой в Пекине точно следили с особым пристрастием, там не стали. Но исходя из прежнего отказа от любых переговоров с господином Лаем, которого в Китае нарекли «опасным сепаратистом», и предыдущих комментариев китайской прессы и официальных лиц, ясно, что простыми отношения между Пекином и Тайбэем в ближайшие годы не будут. Так, вечером воскресенья китайская правительственная газета Global Times предположила, что после вступления в должность Уильям Лай может стать «все более и более провокационным», «поэтому в долгосрочной перспективе состояние отношений двух сторон не будет оптимистичным».
Раскол внутри
Помимо отношений с материком, всегда определяющих очень многое для Тайваня, проблематичной для нового главы островной администрации обещает стать и внутренняя политика. Напомним, что, выиграв гонку за пост президента, Демократическая прогрессивная партия (ДПП), членом которой является Уильям Лай, утратила большинство в парламенте, уступив его оппозиционной партии Гоминьдан, более дружественной материку. Третье место досталось небольшой Тайваньской народной партии, также не питающей особых симпатий к ДПП.
Такой расклад почти наверняка приведет к сложностям с одобрением дорогостоящих планов ДПП по модернизации оборонного комплекса Тайваня и принятию законов по экономическим и социальным вопросам. Предвидя такое развитие событий, многие эксперты загодя указывали, что двум антагонистическим силам придется научиться искать компромиссы. «Если Гоминьдан хочет вернуть себе исполнительную власть в следующие четыре года, я думаю, они должны разумно блокировать бюджет, не блокируя слепо сразу все»,— отметил эксперт кафедры дипломатии и международных отношений Тамканского университета Чэнь Ифань. В свою очередь, и ДПП «должна быть непредвзятой и не просто бойкотировать все, что предлагает оппозиция», заметил на днях председатель Гоминьдан Эрик Чу.
Однако события нескольких последних дней показали, что преодолеть раскол между двумя основными политическими силами и их сторонниками будет совсем не просто. 17 мая парламент Тайваня собрался для обсуждения проекта реформы самого законодательного органа, но дело закончилось длительной и ожесточенной дракой между депутатами и госпитализацией с травмой головы одного из них. А 19 мая, в канун инаугурации Уильяма Лая, сотни сторонников Гоминьдана устроили акцию протеста против еще четырех лет правления ДПП, придя на акцию с гуавами, которые являются на Тайване символом пустых обещаний.