«При смене власти всегда есть недовольные»

Дмитрий Дризе — о последствиях гибели президента Ирана

Похороны Эбрахима Раиси назначены на 21 мая. Траурная церемония начнется на северо-западе страны, затем тело погибшего президента Ирана и членов его делегации доставят в Тегеран. Информацию подтвердило государственное информационное агентство Irna. По предварительной версии, вертолет с Раиси, а также главой МИД Хосейном Амиром Абдоллахияном врезался в гору. Никто из членов экипажа и пассажиров не выжил. Официальная делегация возвращалась после визита в Азербайджан. Политический обозреватель “Ъ FM” Дмитрий Дризе считает случившееся большим испытанием для власти аятолл.

Фото: Алексей Назаров, Коммерсантъ

Эбрахим Раиси использовал для своих поездок достаточно скромный американский вертолет Bell 212. Эти машины начали выпускать в конце 1960-х, а данный экземпляр, по неподтвержденной информации, произведен в 1990-е. Также не секрет, что страна под санкциями, поэтому запчасти и ремонт — проблема. Хотя для президента уж могли бы подобрать качественный геликоптер. И с пилотами, видимо, тоже не все хорошо обстоит. Но вот такой, наверное, был лидер, к богатству явно не тяготел, на простом вертолете летал, пусть и американском.

В общем и целом версия катастрофы по причине плохих погодных условий выглядит наиболее реалистичной. Предполагать можно все что угодно. Заниматься конспирологией смысла нет. Спецслужбы, конечно, на многое способны, однако жизненные реалии очень сильно отличаются от того, что в кино показывают. По крайней мере, Белый дом не увидел следов внешнего вмешательства. Некий израильский чиновник сказал, что это точно не мы. Да, звучит не очень убедительно, но других заявлений мы на сегодня не имеем.

Можно еще упомянуть борьбу за власть в самом Иране: верховный лидер Али Хаменеи стар и нездоров, а Раиси называли кандидатом в преемники. Но теперь получается, что больше шансов у сына главного аятоллы Моджтаба Хаменеи. Мистические совпадения и то, что господин Раиси был, скажем так, неоднозначным человеком, упоминать не будем. Так что перейдем к большой политике.

Кроме президента погиб, в частности, министр иностранных дел Хосейн Амир Абдоллахиян. Фигура влиятельная и в мире известная. В Иране и так все непросто, а будет еще сложнее. Видимо, с высокой долей вероятности, сходу закрутят гайки внутри страны. Хотя, казалось бы, куда больше, но всегда есть куда. Тем не менее это может вызвать недовольство, которое и так имеется в избытке. К тому же стране предстоят выборы, а это очень тонкий момент — напряжение возникает в обществе. Поэтому полыхнуть может в любую минуту.

При смене власти всегда есть недовольные. Главный вопрос: будет ли большая война? Она и так идет. Возможен ли переход к так называемой острой фазе? Да. Война, как известно, возможность отвлечь элиты и население. При этом высока вероятность противоположной реакции. Так что хороших сценариев нет. Есть только плохие — для режима аятолл. Для многих стран мира, может быть, как раз наоборот. И санкции тоже работают. Есть тому прямое доказательство.

А что же Россия? Раиси был хорошим партнером для Москвы. По крайней мере, об этом говорят официально. Что касается нового президента, ему нужно время, чтобы в дела вникнуть. Неожиданно все произошло. Разобраться необходимо, как и что. И это не может не сказаться на перспективном партнерстве. Пусть даже чисто по техническим причинам. А там уж всякие подковерные интриги не исключаются. Там, где есть интересы и деньги большие, всегда все непросто.


С нами все ясно — Telegram-канал "Ъ FM".

Вся лента