Заемщики сели за руль
В Черноземье в два раза выросла выдача автокредитов
За первый квартал 2024 года жители Черноземья оформили в два раза больше автокредитов, чем за аналогичный период прошлого года, свидетельствуют данные ЦБ. Банки в макрорегионе выдали кредитов для приобретения автомобиля на 22,5 млрд руб. В Тамбовской и Липецкой областях автокредитование выросло почти втрое. Эксперты связывают рост с низкими результатами предыдущих периодов, а также с изменениями в таможенном законодательстве, ростом цен на автомобили и поставками новых моделей на отечественный рынок.
По данным воронежского отделения Центробанка, в первом квартале 2024 года в Черноземье выдано автокредитов на общую сумму 22,5 млрд руб. — в два раза выше, чем за аналогичный период прошлого года. Согласно этим данным, жители Воронежской области оформили автокредитов на сумму 8 млрд руб. Это вдвое больше, чем за тот же период прошлого года. Также двойной рост был зафиксирован в Белгородской области — там жители региона оформили автокредитов на сумму более 4 млрд руб. В Курской области на покупку машин взяли почти 3 млрд руб. кредитов, в Орловской области — около 2 млрд руб.
В Тамбовской и Липецкой областях автокредитование по сравнению с первым кварталом прошлого года выросло почти втрое. В обоих регионах в первые три месяца 2024 года граждане взяли в долг у банков примерно по 3 млрд руб.
Как отмечается в докладе ЦБ «Региональная экономика», объемы производства легковых автомобилей в начале 2024 года были ниже среднего уровня второй половины 2023 года. Одной из причин могла стать коррекция производственного плана предприятий из-за затоваривания складов у дилеров в условиях замедления роста продаж осенью 2023-го. Некоторые автопроизводители предлагали скидки на отдельные модели, после чего в феврале-марте рост продаж возобновился. При этом количество автомобилей на складах в автосалонах начало сокращаться.
Из доклада также следует, что в начале марта некий «крупный автоконцерн» в Центральной России открыл завод по производству двигателей и планирует в этом году увеличить выпуск автомобилей на треть. В конце марта на «одном из автозаводов округа», который находился в простое, была запущена сборка кроссоверов. Позднее планируется перейти на полный цикл производства. Другой автозавод намеревается в текущем году начать серийное производство двух новых моделей автомобилей. О каких заводах идет речь, в докладе не поясняется, но по данным источников «Ъ-Черноземье», в первом случае имеется в виду тульский завод Haval, во втором — производство на площадке «ПСМА» компании «Автомобильные технологии» в Калуге, а в третьем — московский «Москвич».
В Черноземье автокредитование показывало рост и до этого — так, например, за 11 месяцев 2023 года показатель увеличился в 2,1 раза по сравнению с аналогичным периодом 2022-го (с 24 до 50,6 млрд руб.).
В ЦБ рост выдачи автокредитов тогда связывали с расширением модельного ряда автомобилей и поддержкой со стороны производителей транспорта, которые компенсируют часть ставки банку вместо заемщика. Также фактором роста спроса называли желание граждан купить машину из-за опасений повышения цен и ставок по автокредитам. Кроме того, сообщалось, что была продлена госпрограмма льготного автокредитования.
По данным Frank RG за март текущего года, сегмент автокредитования в России обновил исторический рекорд: банки выдали 224 млрд руб. кредитов, что на 31% превышает показатель февраля и более чем в два раза превышает показатель за март 2023 года. По данным ЦБ, на 1 апреля 2024 года рост портфеля автокредитов по сравнению с прошлогодним показателем составил 53%.
Начальник управления автокредитования Ингосстрах банка Андрей Еременко считает, что рост автокредитования в первом квартале обусловлен «в том числе ранее анонсированными изменениями таможенного законодательства». «Данные изменения вступили в силу с 1 апреля. Это послужило дополнительным фактором увеличения клиентской активности. Однако уже в апреле была видна тенденция к снижению выдачи автокредитов. Динамика составила -8,7% к выдачам марта. Дополнительно 26 апреля ЦБ были приняты меры по ужесточению требований к автокредитованию, что также, вероятно, не будет иметь позитивного эффекта на динамике продаж в будущем. В этой связи мы не ожидаем дальнейшего роста автокредитования во втором квартале»,— сказал господин Еременко.
Ведущий эксперт УК «Финам менеджмент» Дмитрий Баранов полагает, что на динамику повлиял сдержанный спрос ранее, «когда автокредиты брали меньше из-за неясных перспектив с доходами граждан и непростой экономической ситуацией»: «Также увеличилось предложение автомобилей, на рынок вышли новые марки, в страну осуществляют поставки автомобилей тех марок, которые ранее прекратили работу здесь. Они все равно пользуются спросом, продаются автомобили с пробегом. Все это оживило автомобильный рынок, вызвало дополнительный интерес у граждан. Еще одним фактором стало изменение цен на автомобили, их рост привел к тому, что потребители стали больше использовать заемные средства, чем собственные».