Свидетели режима
Парламентарии инициируют признание террористическими госструктур Украины
Парламентская комиссия по расследованию преступлений Киева против детей подводит итоги работы. Текст итогового доклада пока обсуждается в закрытом режиме, но основные выводы уже понятны: парламентарии убеждены, что Киев нарушает нормы международного гуманитарного права и следует вернуться к вопросу о признании «структур киевского режима» террористическими. Эта тема поднимается не в первый раз, но правовые механизмы, которые позволили бы реализовать такое пожелание, отсутствуют, считает эксперт.
Парламентская комиссия по расследованию преступлений Киева против детей намерена обратиться к Генеральной прокуратуре РФ с предложением инициировать процесс признания структур киевского режима террористическими организациями. Эту инициативу планируется включить в итоговый доклад комиссии, об этом в понедельник сообщила ее сопредседатель, вице-спикер Госдумы Анна Кузнецова.
По ее словам, в ходе расследования парламентарии смогли «не только зафиксировать преступления киевского режима против детей, но и выявить его террористическую и неонацистскую сущность» — речь, в частности, идет об убийствах и нанесении тяжкого вреда здоровью, похищениях, торговле детьми, черной трансплантологии и т. д., отметила вице-спикер. Также, добавила она, активно используются и методики террористов «для склонения детей к деструктивной деятельности, вербовки и наемничества».
По мнению госпожи Кузнецовой, киевский режим стал катализатором международного терроризма: «Преступники со всего мира пользуются его инфраструктурой для достижения своих преступных целей».
Как сообщила вице-спикер Совета федерации и сопредседатель комиссии Инна Святенко, работа сейчас на заключительном этапе: парламентское расследование завершится в установленные сроки (решение о проведении расследования Госдума и Совет федерации приняли в июне прошлого года, и по закону его срок не может превышать один год). Ожидается, что итоговый доклад будет утвержден на следующем заседании. В нем представлен огромный массив собранной информации, предупредила сенатор: «Это свидетельства о бесчеловечных по жестокости и цинизму преступлениях, совершенных киевским режимом в отношении самой незащищенной категории граждан — детей, о нарушениях не только действующего российского законодательства, но и важнейших международно-правовых норм». По словам госпожи Святенко, работа комиссии также разрушает созданный украинскими властями миф о детях, якобы «незаконно депортированных» Россией из зоны конфликта: в апреле российской стороной установлено местонахождение 161 разыскиваемого ребенка.
Председатель комитета СФ по международным делам, сокоординатор рабочей группы по вопросам международно-правовой оценки фактов нарушений киевским режимом прав и свобод несовершеннолетних Григорий Карасин заявил, что Киев нарушает нормы международного гуманитарного права, осуществляя преднамеренные нападения на места, в которых обычно присутствует большое количество детей, а также используя школы, больницы и детсады для размещения своей военной техники. «Полагаем, что преступные действия киевского режима в отношении несовершеннолетних создают условия для привлечения Украины как государства к международно-правовой ответственности, а конкретных физических лиц — к ответственности уголовной»,— настаивал сенатор.
Тезис о том, что Украина — террористическое государство, неоднократно звучал в выступлениях российских политиков — в частности, в марте президент Владимир Путин заявил, что власти Украины стали использовать террористические методы, среди которых обстрелы городов и покушения на представителей власти.
Министр иностранных дел Сергей Лавров прямо назвал Украину «откровенным террористическим государством», а МИД России потребовал арестовать главу Службы безопасности Украины (СБУ) Василия Малюка за связь с организацией терактов, включая атаку на «Крокус Сити Холл» 22 марта. В Госдуме эту тему поднимают регулярно — еще два года назад фракция «Справедливая Россия» внесла в Госдуму законопроект о признании Украины террористическим государством и конфискации имущества, принадлежащего ее гражданам, в пользу России. В январе этого года — после крушения в Белгородской области самолета Ил-76 с украинскими пленными — председатель комитета Госдумы по обороне Андрей Картаполов призвал «вернуться к тезису о том, чтобы признать Украину террористическим государством, а ее правящий режим — террористической ячейкой». Впрочем, объясняла ранее спикер Совета федерации Валентина Матвиенко, хотя сам киевский режим, «безусловно, террористический», признать Украину государством-террористом невозможно из-за отсутствия такого понятия в международном праве. При этом сенатор предлагала признать террористической организацией СБУ.
Однако сейчас у парламентариев, похоже, появился новый повод вернуться к теме: как напомнила на заседании комиссии госпожа Кузнецова, 20 мая истекает срок полномочий действующего президента Украины Владимира Зеленского; выборы в связи с идущими боевыми действиями не проводятся — а это, по мнению госпожи Кузнецовой, значит, что на территории государства власть отсутствует или нелегитимна: «Мы имеем дело не просто с безвластием, а с некой ячейкой, которая управляется непонятно откуда».
Де-факто российские депутаты уже считают Украину террористическим государством, однако перспективы практической реализации такого подхода не очевидны, рассуждает член комитета по политтехнологиям РАСО Павел Склянчук. Во-первых, напоминает он, нет соответствующих правовых механизмов, а во-вторых, следует все-таки учитывать долговременные политические последствия такого шага (например, сразу же встает вопрос о перспективах гипотетического переговорного процесса).