Суперъяхты выходят на рынок

Что известно о выставленных на продажу Dar и Predator

Россияне начинают распродавать суперъяхты. Как выяснил Forbes, покупателей на свои суда ищут сразу два предпринимателя, причем один из них находится под американскими санкциями. С 2022 года таких предложений на рынке не появлялось ни разу, отмечают собеседники “Ъ FM”. Речь идет о яхтах Dar и Predator, которые, по данным СМИ, принадлежат основателю «Стройгазконсалтинга» Зияду Манасиру и бывшему совладельцу УГМК Искандеру Махмудову. Последний находится в черных списках США и Великобритании. Будет ли спрос на такие активы? И что о них известно? Выяснял Иван Хорушевский.

Фото: Анатолий Жданов, Коммерсантъ

Дайв-центр, гараж для субмарин, вертолетная площадка, пляжный клуб с хаммамом и сауной, тренажерные залы, шесть кают с окнами в пол и венецианский дизайн — примерно так выглядит изнутри яхта Dar. Но главная достопримечательность судна — это бассейн с водопадом: его наполняют потоки воды, которые льются прямо с края верхней палубы.

Интерьер Predator в свое время впечатлял профильных экспертов не меньше: туалетные столики из мрамора, мебель из карельской березы, а ковры ручной работы, выполненные под заказ мастерами из Непала. Впрочем, отличительная особенность этого проекта — скорость, рассказал владелец Baikal Yacht Group Сергей Гмыра. По его мнению, предложение появилось на рынке в подходящий момент: «Стояла цель создать большую яхту с мощными двигателями для того, чтобы она проходила расстояние достаточно быстро.

Проект, конечно, интересный, и о нем достаточно много в свое время писали. В принципе, любая подобная яхта привлекает внимание практически всего мира, то есть их покупают, вся индустрия движется. Чартерный рынок имеет оборот около $20 млрд в год. К 2027 году он вырастет еще процентов на 10-15».

За Dar придется заплатить больше €200 млн, Predator готовы продать за €69 млн, и это уже со скидкой в 15%. Изначально ценник был выше, но на предыдущее предложение никто не откликнулся. Спрос может так и остаться низким, отмечают собеседники “Ъ FM”. Дело в том, что предполагаемый владелец первого судна Зияд Манасир был в списке кандидатов на введение санкций США, а возможный собственник Predator — Искандер Махмудов — под ограничениями в итоге оказался. Этот факт может смутить потенциальных клиентов, хотя не исключено, что продавец все предусмотрел, отмечает партнер BGP Litigation Сергей Гландин:

«Скорее всего, этот человек действительно вышел из этого актива, и у него есть соответствующее подтверждение. Но очень часто бывает так, что обращаются в американский OFAC, который подтверждает, что сделка законна, а не совершается с целью обхода режима санкций.

И здесь, с моей точки зрения, все-таки расчет сделан не на западных покупателей, а именно на восточных, у которых довольно высокие риск-аппетиты».

Так или иначе, с 2022-го это первый случай, когда подсанкционный российский бизнесмен выставляет яхту на продажу, говорят собеседники “Ъ FM”. В основном, фигуранты черных списков либо пытались скрыть суда, либо лишались их в результате конфискации. После этого активы даже уходили с молотка, но помимо воли их владельца. Впрочем, помешать сделке могут не только рестрикции, уверен яхтенный эксперт Артур Гроховский:

«Если судно сильно кастомизировано, то может долго не продаваться. Ведь обычно владелец заказывает такую яхту, какое-то время наслаждается ею единолично, а затем сдает в чартер, чтобы она отбивала затраты и свое существование. Но для этого яхта должна соответствовать неким определенным требованиям. Если же судно делается под себя, то с ним могут быть проблемы. Я, допустим, знал одну парусную яхту, на которой было всего две каюты — так захотел ее владелец. Он ее продавал очень долго, лет десять, если не ошибаюсь».

Вряд ли в нынешнем случае продажа растянется на десятилетие, но раньше, чем через год, сделку не заключат, полагают собеседники “Ъ FM”. Во всяком случае, клиенты точно не будут спешить, ожидая существенных скидок.


С нами все ясно — Telegram-канал "Ъ FM".

Вся лента