Суд в Уфе удовлетворил иск ставшего жертвой мошенников клиента «Райффайзенбанка»

Верховный суд Башкирии признал ничтожными кредитные договоры на 349 тыс. руб., оформленные мошенниками в «Райффайзенбанке» на местного жителя. Суд установил, что от имени клиента действовали мошенники, которые воспользовались доступом к его аккаунтам в банковских приложениях, оформили на его имя потребительские кредиты и вывели полученные средства, а также похитили деньги со счета в «Россельхозбанке». По заявлению истца было заведено уголовное дело, по которому истец признан потерпевшим.

Как следует из апелляционного определения, в ноябре 2023 года заявитель обратился в Стерлибашевский межрайонный суд с иском о признании недействительными двух кредитных договоров, заключенных 26 апреля 2023 года от его имени с АО «Райффайзенбанк». Сумма первого кредита составила 289 тыс. руб., второго — 60 тыс. руб. Также заявитель просил отменить списание 87 тыс. руб.

В день оформления кредита неизвестное лицо позвонило истцу через мессенджер, представившись сотрудником техотдела «Райффайзенбанка», указано в материалах дела. Злоумышленник убедил подателя жалобы установить для защиты от мошеннических действий приложение «RustDesk Remote Dekstop», перейдя по высланной ссылке. Истец установил приложение, чем предоставил мошенникам удаленный доступ к своему телефону. Злоумышленники похитили 87 тыс. руб. с оформленной в «Россельхозбанке» дебетовой карты заявителя и, получив доступ к приложению «Райффайзенбанк Онлайн», заключили кредитные договоры и вывели средства на счета, привязанные к телефонам абонентов из других регионов. Согласие клиента на проведение операций подтверждалось введением СМС-кодов.

Первая инстанция отклонила требования заявителя, посчитав, что возбуждение уголовного дела и признание истца потерпевшим не свидетельствует о недействительности договоров. По мнению истца, такая трактовка противоречит данным предварительного следствия, по которым денежные средства со смартфона истца были похищены неизвестным лицом. Этот факт, считает истец, подтверждает отсутствие у него намерений взять кредиты. Банк, отмечал заявитель, мог сделать подтверждающий контрольный звонок клиенту.

Апелляционная коллегия установила, что назначение кодов в СМС-сообщениях указывалось латинским шрифтом, в то время как законодательство обязывает предоставлять информацию потребителю на русском языке. Также суд обратил внимание, что в течение двух часов после оформления кредитов мошенники поменяли адрес электронной почты клиента и перевели средства на счета, ему не принадлежащие. Было принят во внимание ответ работодателя истца на запрос суда, сообщившего, что во время проведения банковских операций Гарифуллин выполнял трудовые обязанности и не мог подать заявку на кредит.

Суд посчитал, что банк не проявил добросовестность и осмотрительность при оформлении кредитов, деньги фактически были предоставлены не клиенту, а лицам, действовавшим от его имени. Последнее обстоятельство, по мнению коллегии, свидетельствует о недействительности договоров. Решение нижестоящей судебной инстанции было отменено, кредитные договоры и операции по списанию средств признаны ничтожными. Также в пользу истца с «Райффайзенбанка» были взысканы судебные расходы.

Идэль Гумеров

Читайте нас в Telegram и ВКонтакте

Вся лента