На Дальнем Востоке взлетают ставки
Авиакомпаниям грозит отмена льготных тарифов
Как стало известно “Ъ”, Росавиация планирует отменить льготные тарифы за аэронавигационное обслуживание на Дальнем Востоке. Регулятор установил для региона коэффициент в 0,01 от ставки в марте 2020 года в рамках поддержки в пандемию. В 2023 году общие расходы перевозчиков на аэронавигацию выросли на 68%, до 30,7 млрд руб. Теперь в авиакомпаниях предупреждают, что отмена льготных ставок отразится на стоимости билетов и может привести к сокращению убыточных рейсов на Дальний Восток.
Росавиация рассматривает вопрос «восстановления размеров» ставок сборов за аэронавигационное обслуживание полетов на Дальний Восток. Об этом говорится в письме регулятора от 8 мая в Федеральный профсоюз авиадиспетчеров (ФПАД), с которым ознакомился “Ъ”. В марте 2020 года Росавиация установила для региона понижающий коэффициент в размере 0,01 от ставок, а для остальной страны — 0,5. В совокупности перевозчики должны были сэкономить около 4,7 млрд руб. за полгода, сообщал регулятор. Источник “Ъ” в Минтрансе отметил, что мера изначально вводилась как временная поддержка перевозчиков в пандемию. В Минтрансе, Росавиации и Госкорпорации по организации воздушного движения (ГК по ОрВД) “Ъ” не ответили.
Письму Росавиации предшествовало апрельское обращение ФПАД к президенту Владимиру Путину с просьбой провести «справедливую индексацию» зарплат диспетчеров. В качестве одной из мер предлагалась проработка компенсаций льготных сборов на Дальнем Востоке.
Комментируя эти предложения, в ГК по ОрВД 11 апреля сообщили “Ъ”, что считают действующий уровень ставок аэронавигационных сборов «достаточным для обеспечения деятельности предприятия в рамках посткризисного бюджета». В 2024 году, уточняли там, вопрос роста ставок сборов за аэронавигационное обслуживание не поднимался. По итогам 2023 года ГК по ОрВД впервые с 2019 года получила прибыль в 7,9 млрд руб. против убытка 25,5 млрд руб. годом ранее.
В 2022 году ГК по ОрВД получила из бюджета 18 млрд руб. господдержки, в 2023 году — 5 млрд руб., сказано в отчетности компании. Прибыль от продаж за 2023 год — 2,8 млрд руб. За прошлый год доход ГК по ОрВД от аэронавигационного обслуживания российских перевозчиков вырос на 68%, до 30,7 млрд руб. Доход от иностранных авиакомпаний за тот же период увеличился на 87%, до 60,5 млрд.
В S7 заявили “Ъ”, что пониженный коэффициент на Дальнем Востоке уже занимает существенную часть в стоимости рейса и отмена отразится на стоимости билетов. В перспективе это грозит и сокращением полетной программы на Дальний Восток, где себестоимость перевозок выше, чем в других регионах, утверждают в S7. Там добавили, что с 2022 года ГК по ОрВД дважды повышала стоимость аэронавигационных сборов — в целом на 76%, что негативно сказалось на себестоимости перевозок.
В «Уральских авиалиниях» говорят, что на Дальнем Востоке большая доля субсидируемых перевозок и тарифы по ним для перевозчиков уже несколько лет остаются убыточными. Отмена льгот на аэронавигацию, считают в компании, приведет к росту стоимости билетов для нельготных категорий пассажиров и вероятному сокращению объемов перевозок в связи с увеличением доли убыточных рейсов.
«Если регулятор намерен пойти по пути выравнивания ставок, мы двумя руками "за"»,— отмечает глава «Авроры» Константин Сухоребрик. Однако, уточняет он, тогда целесообразно выровнять и все ставки за аэропортовое наземное обслуживание авиакомпаний по всей стране, а не идти по пути «предоставления скидок операторами». По словам топ-менеджера, если сравнять все тарифы, включая услуги аэронавигации, на Дальнем Востоке с расценками в европейской части РФ, регион выиграет от такого решения, иначе это «полумеры». В «Аэрофлоте» “Ъ” не ответили. В «ИрАэро» уточнили, что на аэронавигацию приходится не более 3% затрат, поэтому «значительного удорожания и сокращения перевозок не ожидается».
10 миллионов пассажиров
перевезли российские авиакомпании на дальневосточных маршрутах в 2023 году, по данным Минтранса.
Руководитель аналитического центра ГосНИИ гражданской авиации Федор Борисов отмечает, что безубыточность ГК по ОрВД без госсубсидий «под вопросом», а у корпорации есть обязательства по инвестпрограмме, от которой зависит российское авиаприборостроение. В условиях общего сокращения господдержки, говорит эксперт, вопрос стоит в выборе приоритетных программ, поскольку льготные тарифы — тоже вид госпомощи. По его словам, при невозможности сохранить субсидирование в прежних объемах авиакомпании переложат рост затрат на пассажиров, но на части маршрутов из-за жесткой конкуренции цены будет поднять сложно. Другой собеседник “Ъ” в экспертном сообществе полагает, что снижение господдержки для авиаотрасли неизбежно. Однако, подчеркивает он, сокращать рейсы перевозчики начнут в ситуации падения спроса и сокращения авиапарка, а фактор аэронавигационных сборов «не будет играть определяющую роль».