Скамья строгого режима

В Ярославле запретили лежать на скамейках

Муниципалитет Ярославля принял норму, запрещающую лежание на скамейках. С таким предложением выступил городской активист Сергей Казанский. Чиновники говорят, что следить за исполнением запрета будут дружинники и полиция. Наказания пока нет, но если жители не перестанут лежать в общественных местах, его могут и ввести. Ярославцы восприняли инициативу неоднозначно.

Первомайский бульвар в Ярославле

Фото: Антон Голицын / Коммерсантъ

22 мая муниципалитет Ярославля принял изменения в правила благоустройства города, которые в том числе запрещают лежание на садовых диванах и скамейках. Проект корректировки правил изначально разработала мэрия города, затем он проходил публичные слушания. В ходе обсуждения с общественностью активист Сергей Казанский предложил ввести новый запрет. Он обосновал его тем, что на скамейках в центре города нередко спят асоциальные элементы, которые своим видом нарушают общественный порядок.

«Меня возмутило: в прошлом году весь август и сентябрь я ходил по улице Комсомольской, там лежали бомжи. Я неоднократно обращался в полицию, мне из полиции пришел ответ, что в Российской Федерации лежание на лавочках не запрещено. Я звонил раз, наверное, пять. Ладно, бомжи, но и культурные люди с ногами лежат. Они ведь не снимают обувь»,— пояснил «Ъ-Ярославль» Сергей Казанский.

Участники публичных слушаний поддержали предложение, затем его утвердил оргкомитет и, наконец, городские депутаты. Ранее в правилах существовал только запрет сидения на спинках скамеек.

Депутат Сергей Смоленский в ходе заседания вспомнил выражение о жесткости закона и необязательности его исполнения. Заместитель мэра Ярославля согласилась, что исполнять новую норму будет непросто.

«С жителями придется просто работать, объяснять. Да, мы запрещаем лежать на лавочках. Очень будем надеяться, что правоохранительные органы будут на это реагировать. Мы будем тоже смотреть, естественно, наши дружинники будут работать. Но это очень непросто»,— сказала на заседании заместитель мэра Ярославля Елена Гудкевич.

Как пояснил председатель комиссии по законности муниципалитета Олег Ненилин, наказания за нарушение этого пунтка правил в настоящий момент не существует. Однако пока что вносить изменение в региональный закон об административных правонарушениях депутаты не планируют. Они надеются, что запрет заставит горожан задуматься.

«У нас есть всегда возможность инициировать изменения в закон № 100-З для того, чтобы там появились штрафы за те или иные нарушения. Если мы будем видеть, что нарушение продолжает сохраняться и необходима мера наказания, то, наверное, надо будет инициировать изменения. Жизнь покажет. Давайте посмотрим, как это превентивно начнет работать»,— сказал на заседании господин Ненилин.

Жители города разошлись в оценках нового запрета, который уже вызвал обсуждения в социальных сетях. Экскурсовод Наталия Ситникова заметила, что лежащие на лавочках асоциальные жители не нравятся туристам.

«Если бы я на экскурсии встретила в нашем уютном красивом городе некоего лежащего человека на скамейке, я, скорее всего, как-то бы отшутилась, но осталось бы не очень приятное впечатление. Особенно если бы человек был неопрятный, а вокруг были мусор и грязь. У меня ассоциация с зимогорами (до революции — бродяга, оборванец — "Ъ-Ярославль"). Был такой момент в истории Ярославля, когда наша прекрасная набережная вдруг стала местом, где люди ночевали, справляли нужду. Поэтому, наверное, я скорее за, чем против»,— сказала «Ъ-Ярославль» экскурсовод Наталия Ситникова.

Член штаба «Народного фронта», координатор проекта «Дороги Ярославля» Темур Абдуллаев указал на неопределенность самого предмета запрета.

«Я, честно говоря, был уверен, что это все шутка, хайп, который дальше никуда не должен пройти. Но если решение принято, у меня как у законопослушного человека возникает вопрос, а что является лежанием? Если я полулежу, облокотившись на спинку, это является нарушением, или мне надо именно вдоль вытянуться? Когда мы разговаривали с Олегом Ненилиным, он аргументировал тем, что большая часть лежащих – это алкаши в непотребном виде, которые нарушают общественный порядок. Но если человек не нарушает, почему бы ему не полежать?»,— недоумевает Темур Абдуллаев.

Сергей Казанский читал критические замечания о своей инициативе, но относится к ним философски. «Я читал комментарии, что вот, мол, почему бы девушке на лавочке голову на колени молодого человека не положить? Но я считаю, что лавочки для сидения, а не для лежания»,— сказал инициатор нововведения «Ъ-Ярославль».

Это не первый необычный запрет, введенный в Ярославле. Ранее в регионе приняли норму, запрещающую плевание в общественных местах. В отличие от лежания на скамейках, за плевки уже предусмотрены и применяются штрафы.

Антон Голицын