Французский сапог на Украине
Старший научный сотрудник Института США и Канады РАН Максим Минаев — о французах, которые воюют против России
Тема возможного вовлечения Франции в конфликт на Украине продолжает держать в напряжении российское информационное пространство. Незадолго до того, как на вопрос о заявлениях президента Эмманюэля Макрона отвечал в Пекине Владимир Путин, призвавший не торопить события, в гонконгском издании Asia Times вышел материал американского эксперта Стивена Брайена.
В нем автор утверждал, что якобы Франция отправила на Украину свой военный контингент. По его словам, речь шла о подразделении из состава 3-го иностранного пехотного полка, входящего в Иностранный легион. А уже на следующий день после выхода материала французский МИД информацию об отправке на Украину этого формирования опроверг.
Ситуация с ролью Парижа в украинском конфликте остается terra incognita.
Впрочем, нет дыма без огня. Если сведения о размещении на украинской территории подразделений французской армии и не соответствуют действительности, то это отнюдь не означает отсутствия там граждан Франции, сражающихся в рядах ВСУ. В основном это волонтеры и наемники. По данным Минобороны России, с 2022 года на Украине побывало более 350 французов. По неофициальным оценкам, численность «солдат удачи» из Франции может быть несколько больше — порядка 500. Кто эти люди? В основном речь идет о бывших военнослужащих армии Пятой республики. Часть из них имеет небольшой военный опыт.
Другие же — подлинные «псы войны». Так, среди тех, кто «засветился» на Украине, встречаются ветераны военных операций и миротворческих миссий Франции 1980−1990-х годов.
Значительный процент из воюющих на Украине французов составляют националисты — выходцы из различных общественно-политических движений и групп крайне правого толка. Есть и придерживающиеся правых взглядов наемники со стажем — например, те, кто участвовал в войне в Югославии в 1990-х годах на стороне Хорватии.
Большинство среди примкнувших к ВСУ французских военных — в прошлом рядовые, капралы и сержанты. Кадровые офицеры практически не встречаются. Есть выходцы из семей потомственных военных.
При этом в рядах «диких гусей» из Франции выделяется одна особая категория, объединяющая людей со схожими биографиями. Вернее, двумя типами похожих биографий.
К первой относятся те, кто до 2021–2023 годов находился в рядах французской армии, но затем покинул службу, в том числе до окончания официальных сроков контрактов, и уже спустя непродолжительное время прибыл на Украину.
Ко второй — те, кто после ухода из армии с середины 2010-х годов пребывал на Ближнем Востоке, сражаясь в вооруженных формированиях курдов в Сирии и Ираке, а в 2022–2023 годах столь же неожиданно появился на Украине. Можно предположить, что подобные зигзаги в их военной биографии далеко не случайны. Как будто на руках у них оказались «билеты следования» по схожему маршруту, состоящему из горячих точек в разных регионах мира. Нельзя исключать, что свою руку к такому выбору приложила французская военная разведка (DGSE).
Совершенно отдельная категория, во многом остающаяся за кадром,— военспецы. Это действующие военнослужащие французской армии (преимущественно офицеры), находящиеся на Украине и выступающие в качестве советников и консультантов. В числе выполняемых ими задач — содействие в использовании крылатых ракет SCALP-EG, переданных Парижем Киеву и используемых для нанесения ударов по российской территории.
Основной поставщик кадров для французского присутствия на Украине — Иностранный легион.
Бывшие легионеры, участвующие в конфликте, до этого проходили службу в разных частях. Это 1-й иностранный бронекавалерийский полк, 2-й иностранный пехотный полк, а также относящиеся к числу наиболее прославленных 2-й иностранный парашютно-десантный полк и 13-я полубригада Иностранного легиона.
Объясняется это довольно просто. Иностранный легион — фактически «армия в армии», основная кузница кадров французских военных профессионалов. Сюда отбирают лучших представителей офицерского корпуса. Здесь же «оседает» и заметная доля унтер-офицеров из этнических французов, связавших свою жизнь с военной службой. В силу этого именно из рядов легиона вышла существенная часть волонтеров и наемников, присоединившихся на различных этапах к ВС Украины.
Вносит свой вклад легион и в подпитку ВСУ кадрами из этнических украинцев. Они, как и выходцы из других бывших советских республик, появились в наемном соединении армии Франции в 1990-х годах. Но в 2010-х годах их численность заметно возросла. С 2022 года многие из украинских легионеров стали покидать французские вооруженные силы, чтобы воевать на родине. Командование легиона этому не препятствует. Не скрывается и сам факт подобных переходов.
Более того, вчерашние французские военнослужащие продолжают считаться в легионе «товарищами по оружию». Об этом говорят посвящаемые им материалы и некрологи на официальных страницах легиона в социальных сетях.
Определенную пикантность роли Иностранного легиона на Украине придает персональный профиль его командира. Так, с лета прошлого года соединение возглавляет бригадный генерал Сириль (Кирилл) Ющенко — гражданин Франции из украинской семьи, выпускник военного училища Сен-Сир, сделавший профессиональную карьеру в армии Пятой республики.