Наступят времена почище
Как развиваются пермские производители бытовой химии после ухода западных конкурентов
Малые пермские производители бытовой химии в Прикамье воспользовались снижением поставок на рынок РФ западной продукции и ее значительным подорожанием. Местные заводы увеличили выпуск продукции и успешно продают ее в другие регионы РФ. Участники рынка отмечают, что преимущество прикамских фабрик — низкая цена и достойное качество.
Рынок бытовой химии в РФ долгое время контролировался в основном крупными западными игроками. Еще в начале нулевых британская Unilever, немецкий Henkel, американская Procter & Gamble и другие компании скупили российские предприятия и начали выпуск продукции под своими брендами для внутреннего рынка в России. Так, в 2001 году контрольный пакет некогда крупнейшего в регионе производителя бытовой химии — ОАО «Пемос» приобрела Henkel Group. На заводе в Перми был освоен выпуск продуктов глобальных брендов: Persil, Losk, Deni, Vernel, Pril. Таким образом, зарубежные игроки контролировали более 50% рынка сбыта бытовой химии в Пермском крае.
Часть мелких производителей не смогли конкурировать с крупными концернами и постепенно свернули деятельность. Например, в 2015 году ООО «Уралбиохим» приняло решение о сворачивании производства. Компания производила бытовую химию и косметику, чистящие и моющие средства, жидкое мыло, крем-мыло — всего около ста наименований. Налоги и работа торговых сетей сделали бизнес по производству бытовой химии нерентабельным. В 2017 году юрлицо было ликвидировано.
С началом СВО ситуация серьезно изменилась: ряд зарубежных холдингов решили покинуть РФ, что дало российским производителям шанс занять их нишу на рынке. Многие сократили ассортимент продукции в РФ, у большинства из-за резкого скачка валюты цены на продукцию значительно выросли. В то же время практически все ведущие поставщики бытовой химии решили оставить российский бизнес (Unilever, Procter & Gamble), а немецкий Henkel продал свои заводы, включая пермский, российским инвесторам. Они переименовали филиалы ООО «Хенкель Рус» в LAB Industries, но продолжили производство под прежними брендами.
Чистящая прибыль Прошлый год стал для производителей бытовой химии в Прикамье довольно прибыльным как в денежном эквиваленте, так и в объемах производства. Предприятие по производству бытовой химии и салфеток ООО «Биохим» (ТМ Sanros) в 2023 году увеличило прибыль с 1,1 млн до 4,3 млн руб., а выручку — до 50,4 млн руб. (в 2022-м — 36 млн руб.). Еще в 2022 году владелец предприятия пытался публично избавиться от него на профильных площадках, а сейчас эта компания активно развивает новые сегменты продукции и выходит за пределы прикамского рынка. «Стараемся не ограничиваться только пермским рынком, активно сотрудничаем с крупными городами России: Москвой, Екатеринбургом, Казанью, Уфой. Наше преимущество — в низкой цене относительно иностранных аналогов. Мы стараемся держаться на прежнем ценовом уровне, повышая при этом качество. Потребитель это чувствует, поэтому нам удается оставаться в выигрышном положении»,— подтвердила руководитель отдела продаж ООО «Биохим» Вероника Новикова.
ООО «Камская фабрика моющих средств» (Краснокамск) выбралась из убытков: в 2023 году общество получило 528 тыс. руб. прибыли против 31 тыс. руб. убытка годом ранее. Выручка фабрики выросла почти на 7% и достигла отметки в 25,4 млн руб. Пермский производитель красок «Фабрика „Краски хеми“» при выручке 201,4 млн руб. (в 2022-м — 166 млн руб.) получил 38,4 млн руб. чистой прибыли (ранее — 16,6 млн руб.).
Выручка ООО «Научно-производственная фирма „Пермхимпродукт“» (производитель технических моющих средств, средств для стирки) выросла с 210,3 до 215,4 млн руб. Снижение прибыли на 6% (17,7 млн против 18,8 млн руб. годом ранее) директор по развитию ООО Евгения Дыбова объяснила крупными затратами на новое оборудование и расширение производства. «Большое количество средств уходит на создание благоприятных условий сотрудникам. Мы дорожим кадрами, поэтому стараемся поддерживать систему бонусов, повышаем заработную плату»,— подчеркнула госпожа Дыбова. По ее данным, за 2023 год производительность компании в среднем составила 3,7 тонны (в 2022-м — 3 тонны).
Основные трудности для пермского рынка бытовой химии остались позади, поскольку спустя два года многим предприятиям удалось не только найти свою основную нишу и предложить ее клиенту в улучшенном формате, но и наладить коммуникацию с выгодными партнерами. «Сейчас, когда все внутренние каналы коммуникации налажены, сырье своевременно поступает в распоряжение химиков, мы можем работать не только в прежнем, но и в улучшенном режиме. Мы усовершенствовали рецептуры, увеличиваем объемы. Это заставляет нас двигаться вперед и расширять свои производственные площадки и массивы»,— отмечает Евгения Дыбова.
Долгожданный выход на стабильный уровень в сфере бытовой химии отметил директор компании по производству мыла и моющих, чистящих и полирующих средств ООО ТК «Бытхимтрейд» Георгий Козелец. По его словам, пермскому рынку бытовой химии пришлось значительно переформатироваться на фоне начала СВО и ухода транснациональных игроков с российского рынка. «Раньше мы наблюдали дефицит вспомогательных ресурсов производства, в том числе сырьевых веществ, однако теперь рынок встал на место и особых трудностей испытывать пока не приходится»,— говорит руководитель предприятия. Поиск новых сырьевых поставщиков, налаживание логистических цепочек продолжается до сих пор, а вот «покупательская способность прикамцев пока невелика». «Задача не только в том, чтобы хорошо производить, но и в том, чтобы качественно продавать»,— подчеркнул господин Козелец.
Повышение уровня доходов пермских фабрик участники рынка связывают со сниженными ценами на аналоговое сырье и увеличением объема продаж. Эксперты же полагают, что положительная динамика вполне может быть связана с экономической ситуацией. Старший преподаватель кафедры экономики и управления промпроизводством ПНИПУ Ульяна Афтахова считает, что рост прибыли прикамских комбинатов мог произойти по причине импортозамещения некоторых ингредиентов в составе конечных продуктов. «На выручке, вполне вероятно, сказалась и общая инфляция»,— уточнила госпожа Афтахова.
Основные проблемы, с которыми приходится сталкиваться прикамским химическим фабрикам сейчас, это кадровый голод, поставки запчастей для оставшегося иностранного оборудования, последствия нарушений логистики. Предприятиям не хватает квалифицированных кадров, заинтересованных в увеличении качественного регионального производства, считает Евгения Дыбова. «Пермхимпродукт» решает вопрос с помощью методической работы со всеми приходящими специалистами. «Работники систематически проходят курсы повышения квалификации, у нас действуют программы обучения для каждой должности»,— поясняет директор по развитию «Пермхимпродукта».
Директор предприятия ООО «Технохим М» Андрей Алексеев тоже считает, что спрос на отечественный спектр бытовой химии с каждым годом становится все больше, однако в условиях перенасыщения предложением важно обращать внимание на соотношение цены и качества. Он подчеркнул, что на данный момент ООО «Технохим М» прекратило производство бытовой химии и начало создавать специальные деревянные барабаны для намотки и транспортировки кабелей и проводов. «Причины для сворачивания химкомбинатов могут быть как внешние, так и внутренние. У кого-то страдает качество, у кого-то нет дополнительных финансовых средств для восстановления предприятия после трудностей прошлого года, а кто-то просто понимает, что занимается не тем»,— считает господин Алексеев.
На проблему некачественных и фальсификационных продуктов, которые остались на пермских прилавках, обратила внимание Ульяна Афтахова. «В целом на рынке предлагается не только отечественная продукция, но и западная, однако теперь подделки известных брендов встречаются гораздо чаще».
Мой среди своих Участники рынка уверены, что Пермский край достойно показывает себя на федеральном уровне. Благодаря расширению или, наоборот, локализации производства, поиску новых научно-технологических решений региональный рынок бытовой химии выходит за пределы региона и уверенно заявляет о себе. Директор по развитию ООО «Пермхимпродукт» Евгения Дыбова рассказала, что компания вступила в Инновационный научно-технологический центр МГУ «Воробьевы горы» (ИНТЦ МГУ «Воробьевы горы»). «В планах — строить дополнительный филиал завода и офис ближе к столице для большего охвата федерального рынка. Думаю, если обращаться за помощью к органам власти или другим научным структурам и партнерам с благими намерениями и четким запросом, то отечественный производитель всегда сможет получить положительный отклик»,— поделилась госпожа Дыбова.
По словам руководителя аналитического департамента AMarkets Артема Деева, продукцией пермских фабрик интересуются как федеральные торговые сети, так и соседние регионы. «Проблемы, с которыми сталкиваются предприятия, довольно универсальны: трудности с закупками сырья, комплектующих частей для оставшегося иностранного оборудования»,— считает эксперт.
Как отметил руководитель пермского отделения «Деловой России» Дмитрий Теплов, возможно, в скором времени пермским производителям бытовой химии нужно будет не только расширять свою техническую базу и предлагать ее в другие регионы, но и начинать активный экспорт. «В последние годы бытовая химия в регионе развивалась динамично, в частности предприниматели пользовались поддержкой властей, брали кредиты для расширения производства. Самое время заявить о себе на мировой арене, поскольку курс рубля на сегодняшний момент выгоден для экспортеров»,— полагает господин Теплов.