Обросли экосистемами
Как операторы связи диверсифицируют бизнес
Чтобы сохранить динамику развития, традиционные операторы связи выбирают различные стратегии диверсификации услуг. Для пользователей запускаются развлекательные и досуговые сервисы — от онлайн-кинотеатров и музыкальных стримингов до проката самокатов. Для корпоративных клиентов — рекламные платформы, ИБ-услуги и облачные сервисы. «Ъ-Review» разбирался, как в этом контексте меняется бизнес операторов связи.
Рынок классических телеком-услуг достиг насыщения и растет примерно на 1,5–2% в год, говорит гендиректор Telecom Daily Денис Кусков: «Классические телеком-услуги не дают той выручки, которую хотели бы иметь операторы. Поэтому компании начали развивать онлайн-кинотеатры, билетные платформы, киберспорт, сервисы путешествий и массу других проектов». Услуги связи ограничены покупательной способностью потребителей, но Федеральная антимонопольная служба последовательно настаивает на удержании тарифов на текущем уровне, отмечает аналитик. Расходы операторов при этом растут, а компенсировать их увеличением тарифов они не могут, уточняет он. «Основную выручку по-прежнему обеспечивают услуги связи — вплоть до 80%, тем не менее финтех, adtech, розница, облачные услуги и прочие сервисы и бизнес-направления неплохо ее дополняют»,— комментирует телеком-эксперт, автор Telegram-канала abloud Алексей Бойко. Денис Кусков также оценивает долю выручки операторов от услуг классического телекома в 80–90%.
Тем не менее в концепцию экосистемы верят далеко не все. Активнее всего эту идею продвигает МТС, которая имеет в общей сложности более 50 различных направлений. В свою очередь, гендиректор «Вымпелком» (бренд «Билайн») Александр Торбахов неоднократно заявлял, что компания не будет строить собственную экосистему.
Проба пера
Все бизнес-проекты операторов так или иначе связаны с телекомом, настаивает гендиректор «Рустелекома» Юрий Брюквин. «Например, МТС выкупила контрольный пакет акций у сервиса проката электросамокатов “Юрент” в начале 2024 года. Казалось бы, самокаты к мобильной связи относятся слабо. Но самокаты — это продукт интернета вещей; устройства, которые могут работать только благодаря каналам связи. Без подключения к сети управлять парком невозможно, с помощью сети не только обслуживаются клиенты, но и отслеживаются сами устройства, их показатели и техническая исправность»,— объясняет он.
Покупка бизнесов — это способ быстро нарастить рыночную долю и клиентскую базу, расширить портфель компетенций, добавляет Алексей Бойко. Другое направление, говорит он,— вложения в стартапы, при разумном подходе от них также можно получить высокую отдачу. «Выбор объектов покупки зависит от ряда критериев: они должны усиливать оператора в основных видах его деятельности или расширять их виды, но так, чтобы можно было рассчитывать на синергетический эффект»,— рассуждает эксперт.
В основном операторы развивают B2C-направление (пользовательское), проектов для обычных клиентов намного больше, чем для бизнеса. Тем не менее есть попытки предлагать что-то новое и в B2B-сегменте (корпоративном). Юрий Брюквин отмечает, что цель, которую хотят достичь компании в будущем,— оказание комплексных услуг бизнес-партнерам: «Им интересны крупные клиенты — промышленность, крупный ритейл. Операторы хотят предоставлять бизнесу полный пакет услуг — не только обеспечивать их связью и интернетом, но и подключать им, например, видеонаблюдение и кассы, оказывать техническую поддержку и настройку этого оборудования».
Операторы становятся поставщиками конвергентных услуг, соглашается господин Кусков, но пока все это лишь проба пера. «Если какой-то проект не оправдает себя через несколько лет, его просто закроют»,— отмечает он.
Не дань моде
МТС можно назвать евангелистами концепции цифровой экосистемы. В 2022 году число экосистемных клиентов компании выросло на 53% — до 13,5 млн. Сейчас этот показатель достиг 15 млн. В МТС считают, что таким образом они могут увеличить доверие к бренду: «Сегодня человеку доступно огромное количество продуктов: от финтеха до мультимедиа; у каждого — свой логотип, предложение, слоган, миссия. Окружающий мир перенасыщен информацией, поэтому пользователь выбирает из обилия сервисов бренд, которому он готов доверять». Переход к экосистеме, говорят в компании,— это не дань моде, а «стратегический шаг, направленный на развитие новых рынков, повышение лояльности клиентов».
В экосистеме для обычных пользователей в рамках единой подписки МТС Premium существуют онлайн-кинотеатр KION, стриминговый сервис «МТС Музыка», платформа цифровых книг «Строки» и антифрод-сервис «Защитник». С недавнего времени в подписку входит сервис кикшеринга «МТС Юрент». Также отдельно в экосистеме есть платформа планирования путешествий МТС Travel. Параллельно с этим компания создает цифровые гиды и маршруты для российских регионов.
В секторе B2C оператор уделяет особое внимание кибербезопасности и облачным технологиям. Так, провайдер CloudMTS, входящий в экосистему МТС, разрабатывает сервисы защиты от DDoS-атак, антивирусную защиту, систему мониторинга безопасности сетей и другие облачные решения. По России действует система из 15 дата-центров МТС.
«Мы развиваем сервисы для цифровизации регионов на базе Big Data, IoT. С их помощью можно проводить экомониторинг территорий, анализировать туристический потенциал региона, принимать управленческие решения, например, при планировании сетей и дорожных магистралей. Еще мы разрабатываем решения для строительства частных сетей (Private LTE) на территориях предприятий и внедряем системы умного видеонаблюдения»,— добавили в МТС.
Прямо в клиента
В Tele2 подтверждают слова Юрия Брюквина о том, что телеком является сердцем всех проектов операторов. «Связь и мобильный интернет — это основа. Без надежной инфраструктуры невозможна работа любых цифровых сервисов. Однако мы понимаем, что бизнес будет расти, только если на нашем фундаменте построить удобную для людей цифровую экосистему»,— говорят в компании.
Tele2 видит потенциал именно в B2B: «Сегодня на каждого жителя страны приходится несколько SIM-карт. В этих условиях привлекать новых клиентов становится невероятно сложно. Мы видим перспективу в сервисах на основе больших данных, которые востребованы как малым бизнесом, так и корпорациями, а также на рынке IoT».
Экосистему для пользователей оператор строит в партнерстве с крупными компаниями, которые являются лидерами в своих отраслях. Так, пользователи по подписке Mixx получают доступ, например, к Ozon Premium, кинотеатрам Wink, Premier и Okko и «VK Музыке». Сейчас у Mixx 2 млн пользователей.
Для корпоративных клиентов Tele2 предоставляет услугу «SMS-таргет»: «Из страны ушли некоторые крупные игроки рекламного рынка, поэтому эффективные инструменты продвижения от мобильного оператора сегодня востребованы как никогда. Рассылка позволяет малому и среднему бизнесу составить профиль клиента, определить перспективный рынок и целевую аудиторию. Сервис содержит список более чем из 60 параметров, а за точность выборки отвечает ИИ».
Большие надежды
«МегаФон» также создает экосистемные продукты в партнерстве с другими крупными игроками. «При их разработке и запуске мы опираемся на анализ больших данных и исходим из понимания потребностей наших клиентов. В прошлом году мы запустили единую экосистемную подписку “МегаКино” с возможностью переключаться между пятью крупными киносервисами (Start, Premier, Okko, Wink, more.tv). Также мы предлагаем нашим абонентам развлекательные партнерские сервисы в направлении музыки, книг, игр и других категорий потребления»,— перечисляют в пресс-службе «МегаФона».
Выручка от B2B-услуг компании выросла более чем на 50% за три года. Основной рост связан со спросом на дополнительные и цифровые сервисы, доля которых уже превысила 40% в структуре доходов сегмента корпоративного бизнеса: «Мы ожидаем, что B2B-направление будет расти двузначными темпами за счет роста абонентской базы и проникновения VAS-услуг. При этом для нас важно увеличивать эффективность бизнеса, мы планируем сохранять темп прироста OIBDA не ниже 15–20% в год».
Значительные темпы роста показывают направление цифровой рекламы, облачные сервисы, решения на базе Big Data и сервисы защиты от киберугроз. «МегаФон» инвестирует в технологичные решения для бизнеса, число которых уже приближается к 100. Набор услуг включает виртуальные АТС, цифровые рекламные инструменты, предоставление облачных решений до развертывания частных сетей связи (Private LTE) и организации сложных и масштабных систем цифровизации, охватывающих целые города.
Своя стратегия
В «Вымпелкоме» рассказали, что предоставляют услуги в области рекламных технологий, финтеха, решений на базе ИИ для медицины, образования, сервисов видео- и аудиоаналитики, решений для умного города и системной интеграции: «“Вымпелком” является одним из лидеров в сфере облачного бизнеса и кибербезопасности — beeline cloud помогает отечественным компаниям сохранить свои корпоративные данные, предоставляя продукты, разработанные с учетом современных требований безопасности и эффективности».
В то же время одним из направлений развития бизнеса в новых смежных индустриях «Вымпелкома» являются развитие предпринимательства и инвестиции в стартапы. Для этого оператор в 2022 году учредил отдельное дочернее юрлицо ООО «Хайв». В 2023 году структура уже приобрела 13,3% в ООО «Кенди Флип Роботс» — разработчике решений в области анализа эмоционального отклика аудитории. В это же время была закрыта сделка по покупке 12% ООО «Теории от практиков», разрабатывающего платформу по автоматизации и совершенствованию процессов адаптации, развития и обучения сотрудников малого, среднего и крупного бизнеса под брендом KAMPUS. Также «Хайв» стала совладельцем сервиса подготовки к экзаменам «Новая школа».
Этот текст — часть нового проекта ИД «Коммерсантъ», посвященного трендам бизнеса и финансового рынка. Еще больше лонгридов с анализом ключевых отраслей российской экономики, экспертных интервью и авторских колонок — на странице Review.