Второстепенный супергерой
Вышел новый фильм о майоре Громе
В прокат вышел фильм Олега Трофима «Майор Гром: Игра» — продолжение популярной кинофраншизы, основанной на комиксах издательства Bubble. Сиквел получился длиннее, громче и размашистее предыдущей части, но погрузиться в его маловразумительные перипетии будет интересно разве что самым преданным фанатам, считает Юлия Шагельман.
Пока в западной киноиндустрии жанр комиксоида переживает упадок (последние крупнобюджетные картины из киновселенной Marvel не оправдали финансовых ожиданий, и эксперты говорят об усталости зрителей от супергероев), «Майор Гром: Игра» становится одной из самых ожидаемых новинок проката, заработав только на предпродажах больше 20 млн руб. Это неудивительно: у франшизы есть обширная фанбаза, сложившаяся еще вокруг комиксов, и, хотя первый фильм цикла «Майор Гром: Чумной доктор», за прокат которого в 2021 году отвечала тогда еще работавшая в России компания «Дисней», собрал весьма скромные на фоне следующих отечественных блокбастеров 318 млн руб., у продолжения ввиду отсутствия голливудских конкурентов перспективы могут быть более радужными. Если, конечно, зрителей не отпугнет непомерный хронометраж в 168 минут и мешанина на экране, как визуальная, так и нарративная.
Действие сиквела разворачивается все в том же альтернативном Санкт-Петербурге, что и в первой части. Альтернативном настолько, что заместительница министра внутренних дел (Ольга Сутулова) здесь подписывает контракт о закупке у западного производителя полицейских дронов, которые должны заменить личный состав сил правопорядка на улицах Северной столицы. Но кое-что здесь напоминает и о нашей реальности: например, устроенные неведомым террористом взрывы в телеэфире называют «хлопками» — эту практику авторы картины смело и решительно осуждают. Да и в целом их позиция, в «Чумном докторе» сводившаяся к тому, что власть, какой бы она ни была, и ее официальные рупоры всегда правы, а нарушать сложившийся статус-кво могут только психопаты, слегка подрастворилась в сложных вопросах вроде того, а нужно ли добру непременно быть с кулаками, и точно ли благая цель (забота о спокойствии и безопасности граждан) оправдывает любые средства.
Однако ими майор полиции Игорь Гром (Тихон Жизневский) задастся лишь в финале, в начале же фильма он вполне комфортно ощущает себя в статусе звезды и народного героя, приобретенном после победы над Чумным доктором — помешавшимся на теме социальной справедливости миллионером Сергеем Разумовским (Сергей Горошко). Теперь тот сидит в сумасшедшем доме, где его подвергает неконвенциональным методам терапии доктор Рубинштейн (Константин Хабенский), а Гром, по-прежнему не признающий никаких правил и субординаций, носится по городу и собственноручно восстанавливает в нем закон и порядок. Например, подавляет тюремный бунт, в одиночку — разве что при моральной поддержке своего напарника-ботаника Димы Дубина (Александр Сетейкин) — расправляясь с парой сотен ожесточенных зеков.
Однако вскоре незыблемое положение бравого майора в глазах начальства и публики пошатнется, а его популярность и вовсе обернется всеобщей ненавистью. В городе объявится террорист, который затеет с Громом персональную игру в загадки, в которой майор, несмотря на его заявленный в первом фильме мощный интеллект, будет раз за разом проигрывать, а достопримечательности Петербурга и окрестностей — подвергаться разрушению. Естественно, в глазах общественности именно Гром превратится в причину этих несчастий. Но одним злодеем дело не ограничится: есть ведь еще производитель тех самых дронов Август ван дер Хольт (Матвей Лыков), у которого, если зловещего ФИО недостаточно, прямо на лице написано, какой он плохой. Кроме того, Разумовский, кажется, не вполне излечился, и доктор у него какой-то подозрительный. Да и замминистра, присланная лично разобраться с творящимся в Питере беспределом, вовсе не в восторге от дисциплинарных нарушений нашего майора.
Сюжетные линии с их участием накладываются друг на друга, а семь сценаристов, включая режиссера Трофима и основателя Bubble Comics Артема Габрелянова, спотыкаясь, пытаются из них выпутаться, но только увязают все глубже. В результате все хитросплетения приходится разжевывать в длинных злодейских речах, которые в любом фильме давно уже выглядят пародийно.
Время от времени действие ставится на паузу, чтобы дать простор экшен-сценам, которые здесь длиннее и масштабнее, чем в «Чумном докторе», но при их постановке авторы все так же полагаются на горячо любимую российскими кинематографистами замедленную съемку. Ни о какой эмоциональной составляющей или проработке характеров говорить и вовсе не приходится: персонажи стали еще более схематичными, чем в первой части,— герои комикса в худшем и самом стереотипном смысле этого слова. Когда некоторые из них трагически погибают, вместо сочувствия невольно думаешь о том, что актеры предпочли освободиться от франшизных оков, пока не стало слишком поздно. Зрители, впрочем, такой привилегии лишены: финал картины недвусмысленно намекает на то, что история майора Грома еще далеко не закончена.