Дорогу осилит едущий
Нижегородскому минтрансу посоветовали заняться выделенными полосами
В заксобрании Нижегородской области обсудили создание выделенных полос для общественного транспорта. Новые участки на магистральных улицах Нижнего Новгорода власти намерены выделять в течение ближайших трех лет и рассчитывают на новую федеральную программу по закупкам подвижного состава. Депутаты остались недовольны качеством пассажирских перевозок в условиях пробок. Они рекомендовали региональному минтрансу проанализировать транспортную ситуацию в областном центре и к осени подготовить предложения по организации приоритетного движения общественного транспорта.
Комитет по транспорту заксобрания рассмотрел вопрос по повышению эффективности работы общественного транспорта Нижнего Новгорода с помощью выделенных полос. В Нижнем Новгороде на проспектах и магистральных дорогах, имеющих не менее трех полос в каждую сторону, полосу для автобусов и троллейбусов власти начали выделять еще в 2019 году. По мнению чиновников, это мотивирует часть автовладельцев, стоящих в заторах, пересаживаться на общественный транспорт, который за счет отдельной полосы сокращает свое время пути на 30–60%.
Однако выделенных полос в городе пока сравнительно немного, их общая протяженность на начало 2024 года составила всего 12 км. В этом году муниципальные власти хотят продлить выделенное движение на участке проспекта Гагарина до Луганской улицы по направлению к центру города. В 2025 году приоритетная для общественного транспорта полоса должна появиться на проспекте Ленина (от проспекта Кирова до станции метро «Автозаводская»). В 2026 году она запланирована на улице Новикова-Прибоя (от проспекта Ленина до проспекта Гагарина, включая Мызинский мост). Пока на существующих участках работают всего четыре комплекса видеофиксации выезда автомобилей на выделенную полосу. По данным городской администрации, в прошлом году в отношении правонарушителей было вынесено 61,5 тыс. постановлений (штраф за данное нарушение ПДД составляет 1,5 тыс. руб.).
Депутат Евгений Бабаев отметил, что городские власти, выделяя полосу на загруженных дорогах, ситуацию для водителей личных авто только усугубляют, но приоритет, безусловно, должен отдаваться общественному транспорту.
«Тема правильная, надо увеличивать количество выделенных полос и вводить их надо более интенсивно, чем это делается сейчас», — заметил он.
Чиновники пояснили, что с участием Минтранса РФ сейчас разрабатывается новая федеральная программа обновления подвижного состава на 2025–2030 годы. В ней будут рекомендации по организации выделенных полос — не менее 40% улично-дорожной сети — там, где превышен временной индекс проезда. «Нам нужно будет ускоряться, чтобы получать технику по этой программе», — сообщил директор городского департамента транспорта Андрей Житников. По его словам, нет никаких ограничений и по введению выделенных полос на двухполосных направлениях. Однако из-за дорожных пробок и нехватки водителей автобусов в Нижнем Новгороде пока невозможно обслуживать пассажиров на том же уровне, который был до 2019 года. Поэтому выделенные полосы необходимы, чтобы сократить простой в пробках и увеличить объем перевозок нижегородцев.
«У нас ГИБДД почему-то в первую очередь учитывает позицию автомобилистов, хотя один автобус везет пассажиров столько же, сколько 80–100 легковых машин, которые едут рядом. Выделенные полосы в городе-миллионнике должны быть!» — добавил чиновник. Однако на вопрос председателя комитета Владимира Солдатенкова, что конкретно надо менять в транспортной схеме, никто из представителей городского департамента и минтранса области не ответил.
Депутат Василий Суханов удивился, почему под выделенные полосы город «ежегодно выгрызает» небольшие участки по 1,5 км, а не размечает дорогу по всей протяженности. С другой стороны, есть улицы, где это точно приведет к коллапсу и надо искать «золотую середину», призвал он. Комитет порекомендовал минтрансу Нижегородской области совместно с городской администрацией проработать схему выделенных полос и предложить конкретные решения для ее корректировки. В областном минтрансе предположили, что для этого городской администрации, вероятно, потребуется заказывать конкретные расчеты или закупать программное обеспечение для качественного анализа трафика.
«Иначе это будет “пол-потолок”, как сейчас эта программа примерно и написана», — добавил представитель минтранса.
После этой реплики председатель комитета Владимир Солдатенков начал выговаривать заместителю министра Андрею Ермолаеву, что именно правительство Нижегородской области отвечает как за работу общественного транспорта в Нижнем Новгороде, так и за вопросы градостроительной политики. «Мы сегодня вам говорим: посмотрите тему, связанную с выделенными полосами, проанализируйте планы города, скорректируйте их и дайте нам предложения. Все!» — раздраженно заметил депутат Солдатенков, недовольный перекладыванием ответственности на город. Василий Суханов призвал чиновников комплексно подойти к оценке трафика, оценив также работу светофорной системы и возможность строительства надземных переходов.
Председатель комитета заявил, что именно областное министерство транспорта должно быть идеологом этой работы, которую рекомендовали провести до сентября.