Самокаты не поедут без hands-free
Для пользователей СИМ готовят санкции как для водителей автомобилей
Подготовленный группой сенаторов законопроект, вводящий штраф до 30 тыс. руб. для пользователей электросамокатов и иных средств индивидуальной мобильности (СИМ), будет рассмотрен Госдумой уже в июне. При этом ко второму чтению в документе, возможно, появится санкция за пользование за рулем телефоном без приспособлений hands-free — по аналогии с запретом, который действует для автомобилистов. Минтранс тем временем предложил использовать систему ЭРА-ГЛОНАСС для контроля движения электросамокатов, но против этого выступают операторы кикшеринга, опасаясь затрат на установку дополнительного оборудования.
Подробности относительно новых норм регулирования средств индивидуальной мобильности в четверг обнародовали сенатор Артем Шейкин и замдиректора департамента государственной политики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта Минтранса Владимир Луговенко. Напомним, в рамках пакета мер по сокращению аварийности в Госдуму внесены поправки к КоАП, ужесточающие ответственность для ездоков, в частности, максимальный штраф составит 30 тыс. руб. за пьяное вождение. Там же зафиксируют штраф до 3 тыс. руб. за катание вдвоем, до 2,5 тыс. руб.— за создание помех пешеходам и другие санкции. Документ, предложенный группой сенаторов (Андрей Клишас, Артем Шейкин, Ирина Рукавишникова, Владимир Полетаев), планируется рассмотреть в первом чтении в июне.
Господин Шейкин вчера раскрыл детали доработки перспективных поправок — уже сейчас они готовятся ко второму чтению.
В частности, не исключено появление санкции за управление СИМ с телефоном в руке без мобильной гарнитуры — по аналогии с запретом, который действует для автомобилистов.
Эту идею предлагала Мосгордума, которая ранее внесла свой пакет поправок к КоАП. Спикер столичного парламента Алексей Шапошников, лоббирующий ускорение работы над поправками, предлагал сенаторам объединить усилия по написанию единого законопроекта. «На прошедшем в апреле совете законодателей в Санкт-Петербурге мы договорились, что поддерживаем их проект закона, так как на него получено положительное заключение правительства РФ и он во многом схож с нашим проектом,— подтвердил вчера “Ъ” господин Шапошников.— Сенаторы внесут поправками при рассмотрении в Госдуме то, что предусмотрено в нашем проекте, но нет в их проекте».
Поправки будут дорабатываться и по замечаниям правительства, которое предложило, в частности, «соотнести размер предлагаемого наказания со степенью общественной вредности» (скорее всего, речь идет о пересмотре некоторых из предложенных санкций), а также проработать механизм фиксации нарушений. Артем Шейкин считает, что наилучший вариант — фиксация нарушений с помощью городских камер. Он напомнил, что кикшеринговые компании уже установили на СИМ номера для отработки фиксации нарушений через камеры в Москве, но это пока пилот.
Владимир Луговенко из Минтранса, в свою очередь, напомнил про разработку поправок к ПДД для регулирования СИМ и нового федерального закона, в котором закрепят, в частности, обязательность регистрации всех электросамокатов в цифровом реестре.
Эксперты ранее предлагали ускорить работу над этими поправками (чтобы они заработали уже в этом сезоне), но господин Луговенко вчера дал понять, что спешки с разработкой не будет.
В среду вечером Минтранс также разместил на regulation.gov.ru законопроект, который позволит использовать систему экстренного реагирования при авариях ЭРА-ГЛОНАСС для мониторинга движения СИМ. В феврале Минтранс предлагал ввести обязательную сертификацию всех СИМ, в рамках которой электросамокаты будут оборудоваться датчиками ЭРА-ГЛОНАСС.
«Мы поддерживаем регулирование для повышения безопасности поездок, но у шеринговых самокатов уже есть ограничение скорости в определенных зонах, и все это прекрасно работает,— заявили “Ъ” в "МТС-Юрент".— Все наши самокаты оборудованы IoT-модулями, которые разрабатывались с учетом специфики программного обеспечения сервиса и особенностей каждой модели самоката. Совместимость датчиков системы ГЛОНАСС и уже установленных на самокаты IoT-модулей не изучена. Есть высокая вероятность нештатного срабатывания замедления скорости, что может привести к росту травматизма среди пользователей. Установка датчиков приведет также к существенным расходам операторов». По оценке одного из операторов, суммарные расходы всей кикшеринговой отрасли из-за этого нововведения могут составить 5–6 млрд руб. в 2024–2030 годах.
В Минтрансе опасений, впрочем, не разделяют: там считают, что рост цен на СИМ в результате введения обязательной сертификации не превысит 2–5%, следует из материалов, размещенных на regulation.gov.ru