Платину прорвало
«Норникель» планирует новый зарубежный проект
Четвертый в мире производитель платины «Норникель» (MOEX: GMKN) может начать выпуск металла в Бахрейне. Договоренности могли быть достигнуты на переговорах президента Владимира Путина с королем Бахрейна Хамадом бен Исой аль-Халифой. Участники рынка полагают, что речь пойдет о совместном предприятии с местным партнером для решения проблемы отказа части потребителей от металла из РФ.
«Норникель» планирует строительство завода по выпуску платины в Бахрейне, сообщил вице-премьер РФ Александр Новак. Подробностей проекта он не привел.
В Москве 23 мая прошли переговоры президента Владимира Путина с королем Бахрейна Хамадом бен Исой аль-Халифой. Как сообщается на сайте Кремля, обсуждались перспективы сотрудничества в торгово-экономической и энергетической сферах. По информации ТАСС, на встрече со стороны бизнеса присутствовал в том числе глава и акционер «Норникеля» Владимир Потанин. В «Норникеле» отказались от комментариев.
«Норникель» — крупнейший в мире производитель палладия и высокосортного никеля и четвертый производитель платины с долей 12% по итогам 2022 года, говорится в отчете компании. В 2023 году «Норникель» увеличил производство платины на 2%, до 664 тыс. унций.
Из иностранных активов у «Норникеля» есть только завод Norilsk Nickel Harjavalta в Финляндии. В ноябре 2023 года компания передала 50% в предприятии Nkomati в ЮАР местному партнеру — African Rainbow Minerals. Тогда «Норникель» сообщал, что компания привержена стратегии выхода из зарубежных активов, не соответствующих критериям первоклассности, а также фокусу на обеспечении надежности и развитии минерально-ресурсной базы и мощностей в России.
Источник “Ъ” в отрасли полагает, что возможные планы «Норникеля» по строительству завода в Бахрейне могут быть связаны со стремлением решить проблему отказа ряда потребителей от закупок российского металла.
В Бахрейне может быть найден партнер, а «Норникель» будет поставлять для завода концентрат, допускает собеседник “Ъ”.
В марте вице-президент — руководитель сбытового дивизиона «Норникеля» Антон Берлин говорил в ходе прямой линии, что компании приходится перестраивать всю систему сбыта из-за большого числа внешних ограничений. По его словам, часть покупателей «Норникеля», прежде всего европейских, добровольно отказывается от использования российских металлов и продукции, произведенной из российского сырья. Еще часть покупателей, говорил топ-менеджер, готова покупать российские металлы, но только у структур, не связанных с российским бизнесом. Кроме того, отмечал он, реализация металлов порой происходит с дисконтом.
В апреле Владимир Потанин говорил в интервью «Интерфаксу», что «Норникель» перенесет в Китай из Норильска свое медеплавильное производство, создав совместное предприятие с местным партнером, название которого бизнесмен не раскрыл. Как отмечал господин Потанин, это должно решить проблему западных санкций, которые создают сложности с платежами и приводят к дисконтам в продажах даже в Китай. «Одним из таких нестандартных решений является перенесение части производства на рынки непосредственного потребления»,— говорил он (см. “Ъ” от 22 апреля).
Главный стратег инвестиционной компании «Вектор Икс» Максим Худалов отмечает, что вероятный проект платинового завода в Бахрейне может быть реализован в надежде на то, что ЕС не позволит США ввести санкции на поставщика жизненно важного для автомобильной отрасли материала для катализаторов.
Но в целом, рассуждает эксперт, платина и палладий прекрасно перевозятся самолетами в силу небольших объемов производства, поэтому такой уж необходимости строить в Бахрейне завод нет. Скорее, считает господин Худалов, проект может быть направлен на улучшение отношений России и Бахрейна.
По данным London Bullion Market Association (LBMA), платина на сегодня торгуется по $1 тыс. за унцию против $855 за унцию в ноябре 2023 года. Всемирный совет по инвестициям в платину (World Platinum Investment Council, WPIC) в марте повысил оценку дефицита платины в 2024 году c 353 тыс. до 418 тыс. унций.