Гала в ассортименте
В Зальцбурге почтили Моцарта и Пласидо Доминго
Главным героем зальцбургского Pfingstfestspiele, фестиваля Чечилии Бартоли, в этот раз был Моцарт. И помимо новой постановки «Милосердия Тита» (см. “Ъ” от 21 мая), в программе был еще большой оперный вечер, названный «Безумный день». Режиссер Давиде Ливермор, который в 2018 году — кажется, что баснословно давно — ставил в московском Большом театре «Бал-маскарад» Верди, теперь поставил на сцене зальцбургского Большого фестивального зала расторможенное попурри из хитов трех моцартовских опер на либретто Лоренцо да Понте. Рассказывает Сергей Ходнев.
Сцена при помощи обильных видеопроекций превратилась в «международный аэропорт имени Лоренцо да Понте», из которого все никак не могут по разным причинам вылететь самолеты опять-таки выдуманной авиакомпании WAM (инициалы композитора, тоже все понятно). Пассажиры и персонал напропалую скандалят, куролесят, тревожатся и развлекаются, и каждый скетч с переодеваниями оборачивается презентацией очередной арии или ансамбля из «Свадьбы Фигаро», «Дон Жуана», «Так поступают все женщины». Все это гордо называлось старинным термином pasticcio, но по тону русское слово «капустник» могло тут быть уместней.
Если бы только не отборное, без всяких скидок на шутливость музицирование дирижера Джанлуки Капуано и его оркестра Les Musiciens du Prince — и если бы не прекрасный набор моцартовско-белькантовых голосов: сопрано Леа Десандр и Мелисса Пети, тенор Даниэль Беле, баритон Маттиа Оливьери и другие. Совсем уж студийно-идеальное качество было не везде: Роландо Вильясон, весь вечер упивавшийся комической пантомимой, под конец все-таки запел (выбрав арию Дона Курцио из «Свадьбы Фигаро») — и это был несмешной провал. Сама Бартоли с довольно разной эффективностью примеряла сопрановые образы Сюзанны, Деспины, Фьордилиджи и Церлины. Но сразила зал исключительным по изысканности исполнением концертной сцены «Ch’io mi scordi di te?» — где фортепианную партию играл на хаммерклавире Даниил Трифонов, лауреат конкурса Чайковского 2011 года.
Было в программе и гала более привычного толка, с чинными выходами артистов во фраках и концертных платьях и с экстатическим конферансом (в исполнении все того же Роландо Вильясона). По случаю грядущего 50-летия зальцбургского дебюта Пласидо Доминго фестиваль почтил отдельным концертным событием и самого певца-ветерана, и его вокальный конкурс Operalia. Обычно неожиданностей мероприятия такого толка не преподносят, но здесь все-таки был сюрприз в виде бросавшегося в глаза российского присутствия.
Аида Гарифуллина (лауреат «Опералии»-2013) пела вместе с Доминго дуэт Жермона и Виолетты из «Травиаты», Дмитрий Корчак («Опералия»-2004) — дуэт Надира и Зурги из «Искателей жемчуга» (а потом еще «Куда, куда вы удалились…»), солист Большого Бехзод Давронов («Опералия»-2021) — «Tombe degli avi miei…» из «Лючии ди Ламмермур»; Елена Стихина («Опералия»-2016) — арию Адриенны Лекуврер из одноименной оперы, а также (опять же, вместе с Доминго) дуэт «Mira di acerbe lagrime» из «Трубадура», оказавшийся самым эффектным номером вечера.
Впрочем, вся эта успокоительная парадность слабо вписывалась что в заявленную моцартовскую тематику этого года, что в обычную для фестивалей Бартоли концептуальную изощренность. Программа следующего года еще не объявлена, а пока что впереди — события основного, летнего Зальцбургского фестиваля, включая две оперы по романам Достоевского.