Исправили правила
Какие практики и технологии Россия представляет в мире
Несмотря на геополитическую турбулентность, Россия сохраняет широкую представленность на международной арене, настаивая на координирующей роли Организации Объединенных Наций (ООН) в вопросах международной стабильности и принципа суверенного равенства стран. Новым трендом становится стремление российских регуляторов и организаций предложить иностранным партнерам собственные инновационные технологические наработки и регуляторные практики вместо заимствования обобщенных международных подходов бывших «партнеров». На международных площадках обсуждаются концепции усиления контроля за движением товаров с помощью цифровой маркировки, инициативы в области валютного регулирования, защиты интеллектуальной собственности, биржевой торговли. И эксперты ждут, что развитие тренда продолжится.
В конце марта 2023 года была опубликована обновленная Концепция внешней политики Российской Федерации. Как отмечают сотрудники МГИМО (У) МИД России в материале на портале Российского совета по международным делам (РСМД), в концепции представлена переоценка тенденций развития современного мира в условиях геополитических изменений. Одним из ключевых выводов стала необходимость восстановления координирующей роли ООН, принципы которой, в первую очередь суверенное равенство стран, приобретают особую роль в период коренных трансформаций.
Кроме того, как отмечается в материале РСМД, обновленная концепция также интегрирует в общее региональное пространство формирующиеся центры силы и ведущие интеграционные объединения, отводя большое внимание развитию сотрудничества со странами АТР, исламского мира, Африки, Латинской Америки и Карибского бассейна. Увеличивается и число институтов, отвечающих за реализацию внешнеполитического курса России, который должен выстраиваться в том числе с опорой на политиков, общественных деятелей и бизнес с акцентом на суверенные интересы, новые технологии и разработки.
Новые технологии
В рамках реализации курса страна в том числе стремится предложить партнерам собственные технологические наработки и регуляторные практики. Международный эксперт по управлению изменениями, автор отчетов ООН по цифровой устойчивости Екатерина Генкина приводит в пример систему цифровой маркировки, которая позволяет убедиться в подлинности продукции и отследить движение каждой единицы товара по товарной цепи. Опыт России примечателен подходом к внедрению, указывает госпожа Генкина. Параллельно, поясняет эксперт, происходят разработка регулирования и обеспечение готовности бизнеса к переходу на новые требования, а это обеспечивает плавное внедрение инноваций, что соответствует ключевым принципам эффективного управления.
Замглавы Минпромторга России Екатерина Приезжева на 3-й сессии Совещания сторон Протокола РКБТ ВОЗ о ликвидации незаконной торговли табачными изделиями предложила утвердить цифровую маркировку как основу глобального подхода к регулированию табачного рынка и рекомендовать странам—членам ВОЗ внедрять собственные системы на основе российских технологий. По ее словам, сегодня такую систему внедрили только 57% стран, подписавших Протокол о ликвидации незаконной торговли табачными изделиями. А Россия хотя и не является стороной этого Протокола, с 2019 года внедряет контроль за оборотом товаров, подлежащих маркировке, указывала она.
Такой подход — значительный шаг вперед в сравнении с характерной для также реализующего сотрудничество с ВОЗ Минздрава России, который стремится к локализации предлагаемых организацией норм в российском законодательстве.
Председатель совета директоров Центра развития перспективных технологий (ЦРПТ) — оператора государственной системы маркировки «Честный знак» — Михаил Дубин отмечает, что стремление государства предложить собственные технологические наработки и регуляторные практики другим странам является важным шагом в развитии экономики. «Россия создает уникальные проекты и решения, которые не имеют аналогов за рубежом. И мы видим возможности для расширения цифровой маркировки как основного решения для борьбы с фальсификатом и нелегальным рынком не только на страны ЕАЭС, но и шире»,— говорит он.
В ЦРПТ поясняют, что видят потенциал для распространения своих наработок на другие страны через трансфер технологий, который может проходить по любому сценарию. При этом оператор всегда будет местным, поскольку в системе содержится большое количество чувствительных данных, указывает господин Дубин.
Цифровая маркировка уже внедрена во всех странах ЕАЭС и Узбекистане на основе единого подхода. «В Узбекистане система вводится с 2020 года, и мы уже видим результаты»,— рассказывает Михаил Дубин. По данным Налогового комитета страны, которые приводит ЦРПТ, по итогам 2023 года производство и импорт табачной продукции выросли на 8%, налоговые поступления — на 4%, показатели в пивной отрасли увеличились на 5% и 16% соответственно, в бытовой технике объем производства вместе с импортом вырос в четыре раза, налоги — на 14%, выпуск и ввоз лекарств возрос в восемь раз, а налоговые поступления на этом рынке — на 24%. В Казахстане, согласно информации Минфина, после начала маркировки табачных изделий в 2019 году отмечается рост поступления акцизов на 47%, добавляют в ЦРПТ.
Расширение сотрудничества
Потенциал распространения собственных технологических решений и регуляторных наработок для России этим не ограничивается. Так, на площадках второго Форума Россия—Африка активно обсуждался потенциал для развития сотрудничества в области информационных технологий, в том числе связанных с предоставлением государственных услуг, развитием экономики, образования и т. д. Как отмечал глава Минцифры России Максут Шадаев, Россия готова предоставлять наработки и продукты вместе с экспертизой и помогать развиваться локальным национальным компаниям.
По словам первого зампреда комитета Совета федерации РФ по конституционному законодательству и государственному строительству Ирины Рукавишниковой, помимо наличия технологий, требуются и точные законодательные решения, ограждающие страны от цифровых рисков и угроз. Для обмена опытом в этой сфере, по словам участников Саммита Россия—Африка, реализуется программа семинаров с разборами отдельных кейсов, организованных российскими и африканскими экспертами, на которых будут обсуждаться теоретические, технологические и регуляторные аспекты внедрения сервисов электронного правительства.
Предметно обсуждались на полях саммита и перспективы сотрудничества с африканскими странами по вопросу внедрения инструментов регулирования товарооборота, особенно в категории, именуемой в российской юрисдикции подакцизными товарами. Наша страна готова предложить системный пакет решений для легализации табачного и алкогольного рынков.
Сразу несколько проектов рассматривается в рамках объединения стран БРИКС, на саммите которого в 2024 году председательствует Россия. В том числе в БРИКС обсуждается увеличение доли национальных валют во взаимных расчетах, а также создание новой финансовой системы с аналогом SWIFT, формирование общего рынка ценных бумаг, общие меры по борьбе с инфляцией. Также дискуссия затрагивает формирование отдельной политики БРИКС в области защиты интеллектуальной собственности, создание единых ESG-стандартов и разработку собственных решений, направленных на укрепление продовольственной безопасности.
Так, центр БРИКС НИУ ВШЭ предложил создать межгосударственную платформу по справедливой конкуренции на зерновом рынке, которая должна стать новым механизмом координации усилий антимонопольных ведомств. Кроме того, Россия представила инициативу по созданию зерновой торговой площадки в рамках БРИКС, где бы проходили торги зерном между компаниями—членами объединения, что позволило бы снизить зависимость от колебаний котировок на площадках за пределами БРИКС. В реализации проекта должен помочь опыт России в создании биржевых площадок, технологий и расчетов в валютах стран БРИКС.
Как отмечал глава комитета Совета федерации РФ по международным делам Григорий Карасин, сегодня на включение в группу БРИКС претендуют более 40 стран и количество претендентов постоянно увеличивается. По его словам, этот интерес свидетельствует о том, что свободная и гибкая форма взаимодействия государств в рамках БРИКС является очень привлекательной.
Эксперты ожидают, что Россия продолжит развивать тренд на суверенное регулирование без оглядки на устаревшую экспертизу международных организаций в том числе на уровне дружественных международных объединений. Как отмечают в РСМД, опыт создания нашей страной работоспособной экономической модели, не связанной принципиально с западными финансовыми институтами и цепочками поставок, может существенно изменить ситуацию в мире.