Регуляторный натиск
Как в России устанавливают правила оборота ЭСДН
Одной из самых популярных тем в российском политическом дискурсе остается вопрос регулирования электронных средств доставки никотина. В целях защиты несовершеннолетних в прошлом году принят резонансный законопроект, ужесточающий регулирование продажи таких товаров, в том числе ограничивающий каналы реализации, правила выкладки в предприятиях розничной торговли и пр. Несмотря на активность законодателей, эффект от дальнейшего ужесточения регулирования оценивается экспертами неоднозначно. По мнению специалистов, для недопущения доступа к этой категории несовершеннолетних необходимо обеспечить эффективное правоприменение уже принятых норм, тогда как обсуждаемые дополнительные запретительные шаги грозят сокращением легального розничного рынка и, как следствие, ростом теневого сектора и повышением рисков для здоровья населения.
В апреле 2023 года президент Владимир Путин подписал новый закон, регулирующий оборот электронных средств доставки никотина (ЭСДН). Документ запрещает продажу таких устройств несовершеннолетним, вводит запрет на розничную торговлю устройствами и их составными частями на ярмарках, выставках, а также дистанционным способом и с использованием торговых автоматов.
Также запрещена открытая выкладка ЭСДН в магазинах и применение скидок, в том числе посредством издания купонов и талонов. Кроме того, документ запретил продажу ЭСДН ниже минимальной цены, которую установит Правительство РФ. Правительство также получило право разработать перечень добавок и ароматизаторов, при наличии которых не будет допускаться выпуск в обращение жидкостей для ЭСДН.
Спикер Госдумы Вячеслав Володин, который был среди авторов документа, позже назвал закон одним из наиболее важных из рассмотренных Госдумой в то время. «Защитить здоровье детей неоднократно просили родители и учителя»,— цитировали его на сайте Госдумы.
Сомнительный эффект
Эксперты, однако, были настроены менее оптимистично. По словам президента Ассоциации малоформатной торговли Владлена Максимова, поправки принимались поспешно и без учета мнений участников рынка. Возможно, скорость объяснялась тем, что в фокусе законопроекта была тема защиты несовершеннолетних, но в результате под вопросом оказались перспективы по выводу из тени рынка ЭСДН как такового.
По словам исполнительного директора Общественного совета по проблеме подросткового курения Анны Сорочинской, запрет на продажу таких устройств несовершеннолетним на момент принятия последнего закона действовал уже три года, хотя заметных результатов не принес. В организации связывают это прежде всего с недостаточным контролем за исполнением уже действующих законодательных норм. А сегодня контроль еще больше осложняется мораторием на проверки бизнеса.
Косвенно проблему подтверждал сам Вячеслав Володин. Как писал спикер Госдумы в апреле в своем Telegram-канале, правоприменительная практика принятого годом ранее закона показывает, что не все нормативы соблюдаются. «Кто-то поставил на витрины затемненные стекла, кто-то выкладывает часть товара, а кто-то предпочитает заплатить штраф. Наказания для нарушителей небольшие по сравнению с потенциальной прибылью»,— указывал он.
Часть депутатов на этом фоне предложили полностью запретить продажу ЭСДН в России. По оценкам экспертов, такие меры скорее приведут к обратному эффекту. Как указывают в Союзе предприятий индустрии никотинсодержащих изделий, инициатива приведет к лавинообразному росту теневого рынка, как уже произошло с запретом некурительного табака.
Иные подходы
Некоторые законодатели в России согласны с бесперспективностью полного запрета ЭСДН. Так, член комитета Совета федерации по социальной политике Наталия Косихина отмечала, что важнее работать с молодежью для формирования у нее негативного отношения к таким устройствам.
«Однозначно запретить — это легче, но мы приобретаем определенные проблемы в будущем, которые также надо будет решать»,— говорила сенатор «РИА Новости». По ее словам, такая работа требует усилий со стороны образовательных учреждений, родителей, общественности. «Запрет не поменяет ситуацию — настолько все люди гибкие и предприимчивые, что всегда найдется выход из любой ситуации»,— указывала госпожа Косихина.
Примеры более гибких регуляторных инициатив есть. Так, как сообщало «РИА Новости», сенатор Айрат Гибатдинов обратился в Роспотребнадзор с просьбой рассмотреть возможность создания приложения для смартфонов, с помощью которого граждане бы фиксировали нарушения правил торговли табачной и никотинсодержащей продукцией. «Убежден, реализация подобной инициативы может существенно уменьшить количество нарушений»,— цитировало агентство обращение сенатора.
Анна Сорочинская же отмечает, что результаты борьбы с продажей ЭСДН несовершеннолетним могут быть видны, только когда будут усовершенствованы механизмы контроля со стороны всех вовлеченных органов власти. Как она сообщила в ходе обсуждения темы на площадке Мосгордумы, текущий регламент проверок не позволяет Роспотребнадзору доказать факт продажи ЭСДН несовершеннолетнему, а значит, выявить нарушение как таковое.
В Общественном совете по проблеме подросткового курения выступают за наделение МВД полномочиями на проверку и составление протоколов в случае продажи сигарет или ЭСДН несовершеннолетним, разрешение Роспотребнадзору проводить контрольные мероприятия без согласования с прокуратурой и разрешение на привлечение к участию в проверках несовершеннолетних волонтеров. Совет также обсуждает с регуляторами такие меры, как запрет на распространение информации о дистанционной продаже такой продукции, внесудебная блокировка онлайн-магазинов и административная ответственность для нарушителей. Ряд указанных мер недавно был внесен Мосгордумой для рассмотрения Государственной думой РФ.