Здоровый труд
Как компании могут повышать качество жизни работников
Рост трудоспособного населения, а также необходимость привлечения и удержания квалифицированных кадров в условиях острой конкуренции за персонал стимулируют работодателей прикладывать все больше усилий для улучшения качества жизни сотрудников. В числе таких мер: возможность удаленной работы или частичной занятости, бонусы и премии, благоприятная среда и программы поддержки здоровья, в том числе по полисам ДМС. Эксперты считают актуальным интегрирование практик модификации рисков, что может не только положительно сказаться на здоровье отдельного человека, но и внести вклад в увеличение производительности труда.
Развитие кадрового потенциала российской экономики — фокус нового национального проекта «Кадры», который должен стартовать с 2025 года. Как сообщала вице-премьер Татьяна Голикова, в ближайшие годы на рынок труда в России выйдут 2,4 млн новых сотрудников, из которых около 1 млн человек пойдут работать в высокотехнологичные отрасли. По ее словам, от качества занятости, наличия квалифицированных специалистов, эффективности трудоустройства зависит и решение задач по развитию страны.
Президент Российского союза промышленников предпринимателей (РСПП) Александр Шохин отметил, что РСПП будет реализовывать меры, направленные на стимулирование социально ответственного ведения бизнеса и участие работодателей в формах социального партнерства. Сегодня, по его словам, бизнес уже решает кадровый вопрос за счет привлечения дополнительного персонала, а также повышая производительность труда.
Запрос на здоровье
Эффективным инструментом привлечения и удержания ценных сотрудников сегодня выступает внедрение мер по повышению качества жизни работников, что особенно актуально в текущей ситуации острой конкуренции за квалифицированных специалистов. К таким мерам можно отнести улучшение условий труда, включая возможность удаленной работы или частичной занятости, конкурентную зарплату, бонусы и премии, программы льгот, перспективы карьерного роста и создание благоприятной рабочей среды.
По данным исследований Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), запрос на поддержку здорового образа жизни, благополучия на рабочем месте от работодателя в той или иной форме присутствует у абсолютного большинства россиян. Так, согласно опросу ВЦИОМа, фактор удобного режима работы среди приоритетов при выборе места трудоустройства в 2024 году выделяет 31% россиян против 21% в 2004 году. А важность хорошей атмосферы на рабочем месте сегодня отмечает 17% россиян против 6% в 2004 году.
«Вероятно, подобные изменения стали следствием двустороннего процесса: растет как осознание людьми важности сохранения баланса между работой и личной жизнью, ценности атмосферы в коллективе, так и осведомленность работодателя о потребностях своих работников. Укрепляется понимание необходимости формировать комфортную рабочую среду и учитывать индивидуальные запросы сотрудников», — отмечается в исследовании ВЦИОМа от апреля текущего года.
В Ассоциации медицинских специалистов по модификации рисков (АМСМР) отмечают, что одним из основных преимуществ потенциального работодателя россияне считают программы ДМС. По данным SuperJob, ДМС традиционно входит в тройку наиболее нужных россиянам составляющих компенсационных пакетов, в 2023 году ДМС востребовано у 40% опрошенных. При этом, добавляют в АМСМР, в пакет ДМС или в дополняющий этот полис пакет услуг все чаще входят опции, связанные с качеством жизни: поддержка со стороны специалистов, его обеспечивающих. Как отмечают в РСПП, для работодателя хороший социальный пакет и обеспечение комфортной атмосферы для сотрудников становятся конкурентными преимуществами.
Снижение вреда
Профессор кафедры госпитальной терапии СПбГУ, руководитель центра атеросклероза ММЦ «Согаз» Александр Филиппов указывает, что основной вклад в снижение качества жизни населения РФ вносят сердечно-сосудистые заболевания (ССЗ), которые остаются ведущей причиной смертности во всем мире. По его словам, это во многом обусловлено недостаточным влиянием на основные факторы риска, которыми являются курение, нездоровое питание, низкая физическая активность, артериальная гипертония, нарушение углеводного обмена, в том числе сахарный диабет, а также нарушения липидного обмена и ожирение.
Модификация факторов риска, говорит профессор Филиппов, выступает ключевой задачей общественного здравоохранения, решение которой может предотвратить от 44% до 60% преждевременных смертей от ССЗ. По его словам, необходимо прежде всего поддерживать на целевом уровне ключевые факторы риска развития ССЗ: артериальное давление, показатели холестерина и глюкозы, вес тела, уровень физической активности, качество сна.
Для работодателей программы стимулирования здорового образа жизни у сотрудников могут сопровождать вознаграждением. Например, за разминку раз в час или перекус без сладкого работник получает определенное количество баллов, которые потом можно обменять на бонус к заработной плате, либо прибавку, которую может потратить на консультацию врача, указывают аналитики компании Mirapolis. Также созданию здоровой атмосферы на рабочем месте может способствовать наличие здоровой еды в обеденной зоне, питьевой воды, проветривание и грамотное освещение рабочего пространства, организация ежегодных медицинских осмотров и вакцинации, тренингов, встречи с психологом.
Александр Филиппов отмечает, что поддержание достаточного уровня физической активности требует не менее 150–300 минут аэробной нагрузки умеренной интенсивности или не менее 75–150 минут аэробной тренировки высокой интенсивности в течение недели. Сокращение потребления пищевой соли на 2,5 грамма в сутки приводит к снижению риска атеросклеротических заболеваний на 20%, увеличение потребления пищевых волокон на 10 граммов в день связано с уменьшением риска инфаркта миокарда на 16% и риска развития сахарного диабета на 6%, рассказывает он. Кроме того, добавляет господин Филиппов, эффект могут дать качественный ночной сон в течение шести-восьми часов и полный отказ от курения.
Как указывает Александр Филиппов, потребление табака — один из ведущих предотвратимых факторов риска неинфекционных заболеваний, обуславливающих 87% смертности населения в РФ. Прекращение курения уже на первом году после отказа способствует снижению риска смерти от ССЗ на 50%, тогда как прием гипотензивных или гиполипидемических препаратов — только на 25–35% и 25–42% соответственно, указывает он. При серьезной никотиновой зависимости, добавляет специалист, когда пациент не может полностью отказаться от курения, международные рекомендации по профилактике ССЗ рассматривают использование альтернативных источников доставки никотина, например электронных систем нагревания табака.
По словам Александра Филиппова, в данном случае речь идет о частичной модификации данного фактора риска, связанной с отсутствием во вдыхаемом паре продуктов горения табака, которые обладают высокой проатерогенной и канцерогенной активностью. Данные исследований последних лет свидетельствуют, что такой подход хотя и не исключает риски, но значительно их снижает, указывает он. Так, сердечно-сосудистые и онкологические риски при использовании альтернативных продуктов оцениваются экспертами примерно в 5% от рисков, связанных с вдыханием сигаретного дыма. Но, подчеркивает Александр Филиппов, важно, чтобы продукция была легальной и соответствовала всем нормативам. По его словам, необходимо дополнить существующие профильные клинические рекомендации разделами модификации факторов риска, в частности обсуждающими лечение зависимости от никотина и помощь тем пациентам, кто не мотивирован на отказ от курения. Современная концепция правил ЗОЖ позволяет маленькими шагами идти к цели, что проще, чем резкое изменение образа жизни, а значит, гораздо больший процент людей сможет пройти этот путь, не бросив все еще в самом начале. А со стороны государства необходимы шаги по созданию условий, в которых регулирование продукции будет пропорционально наносимому вреду и будет возможность информировать население о существовании менее вредных альтернатив, включать данную информационную повестку в корпоративные программы охраны здоровья.
Как отмечают в АМСМР, бОльшая часть практик модификации рисков основана на самостоятельной работе тех, кто намерен их придерживаться, а также на принципе разделенной ответственности между медицинским работником, компанией и ее сотрудником. «Только общая работа над созданием такой культуры заботы о собственном здоровье, которая будет основываться на инициативном и бережном отношении, позволит повысить качество жизни конкретного человека, а с другой — внести вклад в увеличение производительности труда»,— указывают в ассоциации.