«Газели» замедлили бег
Быстрорастущих компаний в РФ стало больше, но они потеряли в эффективности
Из-за ухода иностранных фирм и появления свободных ниш на российском рынке количество быстрорастущих компаний (БРК) по итогам 2023 года резко выросло — с 1034 до 1711 предприятий. Под влиянием санкций начала меняться структура этого сектора — компании-«газели» стали чаще появляться в машиностроении и автомобилестроении. Однако в целом эффективность «газелей» снижается — упала рентабельность, замедлились темпы прироста выручки и чистой прибыли.
По данным нового обзора показателей быстрорастущих компаний «СПАРК-Интерфакс», их количество достигло 1711 предприятий по итогам 2019–2023 годов по сравнению с 1034 в период 2018–2022 годов и 1227 — 2017–2021 годов. При подсчете результатов, поясним, учитываются данные четырехлетнего периода: «газели» для попадания в число БРК на протяжении всего этого срока должны ежегодно расти минимум на 10% и при этом не быть аффилированными с крупнейшими холдингами и госкомпаниями. Международные и внутренние исследования показывают, что наличие компаний-«газелей» необходимо для ускоренного роста экономики: они оказывают наибольший вклад в прирост выручки и более других открыты инновациям.
Расширение этого сектора в 2023 году объясняется восстановительным ростом экономики РФ и заполнением ниш, освободившихся после ухода иностранных компаний.
Авторы обзора отмечают, что рост сектора мог быть и более значительным: из-за контрсанкционного закрытия отчетности количество отчитавшихся юридических лиц в 2023 году сократилось на 0,5% к 2022-му.
Внутри сектор также претерпел некоторые изменения: доля БРК с темпами прироста выручки на уровне 10–15% сократилась с 44% до 40%, тогда как доля более динамичных компаний возросла. Среди компаний с темпами 15–20% она выросла с 24% до 25%, с темпами более 20% — с 32% до 35%.
Однако динамика финансовых показателей «газелей» по сравнению с прошлым периодом (2018–2022) замедлилась — из-за эффекта высокой базы. Выручка в 2019–2023 годах ежегодно росла на 43% против 45% ранее, а чистая прибыль — на 72% в постоянных ценах против 91% периодом ранее. Эффективность работы «газелей» также снизилась: средняя рентабельность по чистой прибыли упала до 7,4% против 9,4%. Такие результаты соответствуют прогнозам аналитиков, отмечавших, что процесс импортозамещения будет сопровождаться потерей эффективности производства.
Под влиянием санкций меняется и отраслевая структура сектора.
Наиболее приоритетными нишами названы в обзоре автомобильный и машиностроительный бизнес. Так, доля БРК в сфере производства и торговли автомобилями выросла втрое — до 18%, в машиностроении — с 10% до 12%. Доля агробизнеса (прежний лидер сектора) в составе «газелей» сократилась с 16% до 12%, строительного — с 14% до 12%, доля транспортного сектора удержалась на уровне 12%. Наиболее динамичными нишами с точки зрения прироста выручки стали торговля компьютерами и программным обеспечением (77% в год), металлургия (70%), фармацевтика и производство компьютеров и электроники (по 62%).
По среднегодовому росту чистой прибыли лидирует производство компьютеров и электроники (127%), химическая промышленность (103%), фармацевтика (97%). По мнению авторов обзора, большинство этих ниш останутся привлекательными для «газелей» в ближайшие годы, поскольку лишь часть из них зависит от экспортных поставок и практически все опираются на растущий внутренний спрос. В числе наиболее эффективных сфер деятельности «газелей» также производство компьютеров и электроники (средняя рентабельность по чистой прибыли — 36,4%), информационные технологии (27,9%), химическая промышленность (15,3%), машиностроение (13,3%) и сельское хозяйство (12,9%).