Минфин пригрозил «дочкам»

Как США могут ужесточить санкции для банков за «содействие» Москве

«Дочки» европейских финансовых организаций в России снова под угрозой. Теперь их предупреждает о санкциях лично министр финансов США. Джанет Йеллен в интервью агентству Reuters сообщила, что рассматривает возможность ужесточить наказание для иностранных банков, если они «содействуют военным целям» Москвы. О каких именно операциях идет речь, она не уточнила. Но добавила, что в целом работа в России создает очень большие риски вторичных санкций. Что означает это заявление? И кому оно адресовано? Расскажет Иван Якунин.

Фото: Leah Millis//File Photo, Reuters

Прежде о претензиях американского Минфина было известно, скорее, неофициально. Когда замглавы ведомства Уолли Адейемо написал предупредительное письмо в Raiffeisen Bank International (RBI), об этом сообщили разве что источники Reuters. И то кредитная организация поспешила заявить, что никаких рисков для себя не видит. Теперь Джанет Йеллен, давняя соратница американского президента Джо Байдена, публично обратилась ко всем оставшимся в России иностранным финансовым компаниям. Никаких брендов она не назвала, но все поняли, о ком идет речь, рассуждает финансовый аналитик Андрей Бархота:

«Raiffeisen Bank, UniCredit и OTP Bank. При этом если мы попробуем проранжировать по величине корпоративного кредитного портфеля, на первом месте окажется UniCredit. Для RBI тоже риски вторичных санкций США высоки. Ряд корпоративных клиентов, причем высокого качества, отметил, что банк больше не открывает для них кредитные лимиты. OTP Bank эта ситуация в меньшей степени касается, потому что он сформирован как розничный монолайнер, никак не связанный с финансированием промышленности, машиностроения и тем более производства продукции двойного назначения».

Теперь о том, что именно им грозит. Йеллен выбрала дипломатичную формулировку, из которой ничего конкретного не следует. Минфин рассматривает возможность ужесточения вторичных санкций. Введут их только в том случае, если на это будет причина — то есть появятся подозрения в помощи российскому ВПК. С одной стороны, если следовать букве закона, то товаром двойного назначения может быть даже рулон ткани, если из него потом сошьют форму для вооруженных сил. С другой, Вашингтон вряд ли пойдет по радикальному сценарию, полагает специальный советник по санкционным вопросам Pen&Paper Кира Винокурова:

«США сделали такую опцию, которая не сразу предусматривает, например, включение в очень токсичный SDN-список, а такую меру, как отключение от корреспондентских отношений с Соединенными Штатами. Это значит, что такие банки не смогут проводить долларовые платежи, их связь с американскими банками-корреспондентами прекратит свое существование. Эти европейские "дочки" смогут проводить операции в еще более ограниченном виде только с использованием, например, евро».

Такая мера содержится в специальном указе Джо Байдена, который он подписал в конце 2023 года. Документ направлен именно на банки третьих стран, и после его появления, например, у российских компаний возникли проблемы с расчетами в Китае. Но в том, что запрет распространится на Европу, есть сомнения. В указе прописан особый алгоритм: Минфин может применить санкции только после консультаций с госсекретарем. Одобрят ли дипломаты ограничения против банка из дружественной страны Евросоюза? Вряд ли, отвечает соруководитель санкционной практики коллегии адвокатов Delcredere Андрей Тимчук:

«Очевидно, что это спровоцирует серьезный конфликт, по крайней мере, серьезную напряженность. Госдепартамент принимает участие в утверждении российских санкций. Соответственно, действительно его роль здесь есть. Поскольку это вопрос политический, фактор сотрудничества с Европой, союзничества со стороны США тоже принимается во внимание. Это как раз и является причиной, почему санкции против этих банков не введены».

И вряд ли будут введены. Журналисты спросили у Йеллен прямо, хочет ли она, чтобы Raiffeisen Bank, UniCredit ушли из России. Та ответила уклончиво: «Думаю, их руководители посоветовали им быть предельно осторожными в том, что они делают». Впрочем, нельзя сказать, что это давление не приводит к результату вообще. В последнем обзоре российский ЦБ признал, что корреспондентские связи с иностранными банками в токсичных валютах становятся все слабее.


С нами все ясно — Telegram-канал "Ъ FM".

Вся лента