«Люди, компетенции и технологии — три составляющие нашего устойчивого развития»
Что помогает компании ФБК оставаться одним из лидеров аудиторского рынка
О важных изменениях на рынке аудиторско-консалтинговых услуг, а также о ключевой проблеме этой отрасли и способах ее преодоления рассказала старший управляющий партнер аудиторско-консалтинговой компании ФБК Елена Сарафанова.
— Какие важные изменения на рынке аудиторско-консалтинговых услуг вы можете отметить за последний год?
— В первую очередь нужно сказать о некоторой стабилизации после череды организационных изменений, произошедших в 2022 году. Я имею в виду прежде всего уход из России международных сетей, в результате чего в целом изменилась структура рынка. Сегодня на отечественном рынке профессиональных услуг нет мировых брендов, есть новые национальные имена. В то же время большинство команд сохранилось и продолжает работу. Рынок остается высококонкурентным, что в конечном счете служит интересам клиентов.
В нашем случае ребрендинг не потребовался. Компания ФБК — национальная компания, успешно работающая более трех десятилетий. За прошедший год мы усилили свои позиции по целому ряду направлений, среди которых аудиторские услуги, оценка бизнеса, консультационные услуги в рамках процессов слияний и поглощений, предынвестиционные исследования, налоговый консалтинг и многие другие. Можно сказать, что для компании ФБК год был успешным как с точки зрения финансовых результатов, так и расширения клиентского портфеля.
Однако необходимо отметить, что процессы, происходящие в экономике в ходе ее структурной перестройки, влияют на характер запросов, поступающих в компанию.
Прежде всего это касается консультационных услуг. Изменение состава инвесторов, логистических цепочек, редомициляция бизнеса, слияния и поглощения вызвали серьезный рост количества и сложности задач, которые ставят клиенты перед нашими консультантами и оценщиками. Мы их успешно решаем, и я могу с гордостью сказать, что сегодня у нас сформирована команда специалистов—высочайших профессионалов, способных выполнить задачи любого уровня сложности в большинстве направлений экономической деятельности предприятий ключевых отраслей.
Сходные процессы можно наблюдать и в сегменте правовых услуг. Сделки требуют оформления, инвестиции — анализа юридических рисков, перенос бизнеса из иностранных юрисдикций — просчета налоговых последствий. Именно поэтому сегодня очень востребованы услуги юристов—специалистов в различных отраслях права. Конкурентным преимуществом ФБК является наличие в компании команды ФБК Legal, состоящей из высококвалифицированных юристов и налоговых консультантов, рекомендованных ведущими профессиональными рейтингами.
Если говорить об аудиторском направлении, то здесь мы тоже увидим влияние структурной перестройки экономики на запросы клиентов. Вырос интерес к инициативному аудиту и сопутствующим услугам. Причина та же — необходимость заинтересованных пользователей в получении независимого объективного суждения об информации, формируемой для решения различных бизнес-задач.
— Какие проблемы вы можете отнести к числу ключевых для отрасли?
— Основной проблемой для отрасли остается дефицит высококвалифицированных специалистов.
ФБК сегодня — это группа компаний, которая оказывает широкий спектр услуг по следующим ключевым направлениям: аудит, оценка, финансовый, управленческий, налоговый и бухгалтерский консалтинг, юридические услуги, аутсорсинг бизнес-процессов. Наш портфель включает в себя более 200 видов услуг. Команда состоит из специалистов различных профессий. Если это необходимо, они объединяются в кросс-функциональные группы для решения поставленных задач. Мы стараемся не просто оказывать конкретную услугу, а решать проблему клиента, иногда ее решение начинается с этапа формулирования.
Мы стараемся работать так, чтобы клиенты видели в нас бизнес-партнеров. За годы успешной работы мы убедились в том, что такой подход работает и приносит свои плоды — это подтверждается и признанием экспертного сообщества, и финансовыми результатами.
Для этого требуется хорошая подготовка кадров, причем с междисциплинарным подходом. Особенно если говорить про консалтинг. Что касается аудита, то с внедрением новой модели квалификационного экзамена для аудиторов мы видим, увы, увеличение дефицита кадров. Переход к компетентностной оценке претендентов на получение квалификационного аттестата, предполагающей в большей мере практикоориентированный подход к оценке компетенций потенциальных аудиторов, обусловлен требованиями времени и международными стандартами образования. Безусловно, трехуровневый экзамен призван более комплексно проверять знания и навыки сдающего по всем областям, предложенным в рамках экзамена, а также способность претендента совмещать компетенции из разных областей аттестации. Но из-за сложностей, связанных со сдачей квалификационного экзамена и повышением требований, порог входа в профессию аудитора стал выше. А это, в свою очередь, приводит к борьбе между компаниями за лучших кандидатов.
Если говорить о наших усилиях по поиску, привлечению и повышению вовлеченности специалистов, то для нас сейчас это одна из приоритетных задач. Компания инвестирует значительные ресурсы в развитие сотрудников, мы активно привлекаем молодежь, поскольку у нас довольно успешно работают карьерные треки, которые можно условно назвать «от стажера до партнера».
В то же время в команде аудиторов и консультантов важен баланс опытных сотрудников и начинающих карьеру специалистов. Поэтому мы активно работаем с опытными кандидатами. По разнообразию сложных и профессионально интересных задач и отраслей, с которыми работает компания, мы совершенно точно среди лидеров.
Корпоративная культура, в центре внимания которой человек и хорошие условия труда, делает компанию ФБК, как мне кажется, привлекательной и для молодых, и для опытных специалистов. Моя уверенность подтверждается тем, что многие коллеги работают в компании долго, а некоторые возвращаются после перерыва, приобретя опыт работы в других отраслях.
— Какими, на ваш взгляд, качествами необходимо обладать лидеру, чтобы вывести компанию на первые строчки рейтингов и удерживать их на протяжении многих лет?
— Я уже упоминала ценность междисциплинарных знаний. Поэтому, безусловно, владение хард-скиллами в своей и смежных областях — основа основ, фундамент. Но без второй составляющей — софт-скиллов, таких как лидерские качества, коммуникабельность, критическое мышление, умение работать в команде и договариваться, рефлексия и анализ, эмоциональный интеллект,— успеха не добиться. Обладание этими качествами и их постоянное развитие приводит к росту доверия как со стороны старших коллег, так и со стороны клиентов и партнеров, а значит, к повышению ответственности и, как следствие, карьерному росту.
На мой взгляд, способность к эффективной и результативной коммуникации, а проще говоря, умение общаться с людьми — это и есть самый главный «мягкий навык» для лидера.
Наша работа командная, и этим она сложна. Профессионалы, обладающие разным опытом, характером, навыками, должны договориться и добиться результата, который затем успешно представят заказчику. Это возможно, только если во главе команды будет стоять человек, умеющий слушать и слышать, дающий возможности для роста, доверяющий, но делегирующий не только права, но и соразмерную ответственность.
Можно сказать, что мой личный опыт полностью подтверждает высказанный выше тезис. Благодаря основателям компании, которые в совершенстве владеют мягкой силой развивающей коммуникации, в ФБК много успешных вертикальных и горизонтальных карьер, а климат стимулирует рост и развитие с любой карьерной ступени.
— Назовите три кита компании ФБК, которые позволили ей стать одним из лидеров рынка и удерживать ведущие позиции на протяжении многих лет.
— Люди, компетенции и технологии — три составляющие нашего устойчивого развития.
Я бы выделила эти широкие понятия, на которых базируется успех нашей компании.
Поскольку мы оказываем профессиональные услуги, наш бизнес опирается на интеллект. Наш самый важный «кит» и самая большая ценность — это наши специалисты.
Прогноз о замене искусственным интеллектом аудитора, юриста или консультанта (а по факту — любого другого профессионала) мы слышим с начала активного развития технологий. Но время идет, а профессия «все никак не умрет». И да, можно с уверенностью сказать, что этого никогда не произойдет. Искусственный интеллект в нашей сфере помогает автоматизировать решение некоторых задач, выполняемых сотрудниками, не более того. Ставить перед ИИ задачи и совершенствовать наш продукт — по-прежнему задача профессионалов, обладающих знаниями, опытом и широкими компетенциями.
Список крупнейших российских аудиторских организаций (субъектов аудиторской деятельности) по итогам 2023 года
|
*Суммарная выручка организации по форме №2-аудит.
**Согласно методике рэнкинга, выручка от аудита это сумма доходов от обязательного и инициативного аудита, услуг сопутствующих аудиту, приводимых в форме №2-аудит.
***Согласно методике рэнкинга, приведена доля выручки от аудита и сопутствующих аудиту услуг, которая может включать в себя выручку от проведения аудита, обзорных проверок в отношении любых видов финансовой информации, согласованных процедур и заданий, обеспечивающих разумную/ограниченную уверенность, как для российских, так и для иностранных компаний в соответствии с любыми национальными или внутрисетевыми стандартами, отличными от стандартов аудита, принятых на территории РФ; выручку от оказания услуг, связанных с выдачей писем-подтверждений по проспектам эмиссии.
****Данные участником рэнкинга не разглашаются.
*****Наименование компании до 29.05.2024 – ООО «РБ ИАС».
Источник: RAEX, по данным участников рэнкинга. Расширенная версия рэнкинга и его методика размещены на сайте www.raex-rr.com.
Компетенции я вижу в качестве второго «кита». Компетенции компании — это не сумма знаний и навыков ее сотрудников, а накопленный опыт, экспертиза и сделанные на их основе собственные разработки компании в целом.
Почти за 34 года со дня основания в ФБК сформированы уникальные компетенции, позволяющие нам выступать в диалоге с клиентом не в качестве только исполнителя поставленной задачи, но в качестве квалифицированного бизнес-партнера, который при необходимости может вместе с клиентом пройти сложный путь поиска наилучшего варианта решения той или иной задачи, проявляя человеческое участие, понимание бизнеса клиента, его организационной структуры, отраслевой специфики и других важных особенностей.
Наконец, в качестве третьего «кита», третьей абсолютно необходимой для компании нашего сектора характеристики я бы назвала технологии в самом широком смысле слова.
Говоря о технологиях, мы имеем в виду, что наша деятельность должна соответствовать самым строгим требованиям законодательства, профессиональной среды и нашим высоким стандартам.
Это относится к методологии услуг, уровню автоматизации процессов, обеспечению высочайшего уровня защиты информации от угроз.
Технологии всегда находятся в приоритете у топ-менеджмента компании. Мы уделяем большое внимание их развитию, поскольку безупречная репутация в вопросах соблюдения конфиденциальности, защиты данных, обеспечения уверенности в точности суждений и повышения эффективности деятельности — это основа для нашей успешной работы.