С «Талибана» снимут бан
Москва готовится пересмотреть свое решение о признании движения террористическим
Власти РФ, как ожидается, в ближайшее время исключат «Талибан» из списка террористических организаций (это движение находится в нем по решению Верховного суда РФ с 2003 года). Подготовленная МИД и Минюстом РФ записка с соответствующим предложением уже направлена в Кремль. По словам министра иностранных дел Сергея Лаврова, талибы являются «реальной властью» в Афганистане и эта инициатива «отражает осознание реальности». Исключение «Талибана» из списка террористов позволит Москве активнее выстраивать сотрудничество с новым правительством в Кабуле. Опрошенные “Ъ” юристы говорят, что исключить организацию из списка террористических теоретически возможно, хотя ранее таких прецедентов в России не было.
Власти РФ, как следует из последних заявлений российских официальных лиц, вплотную приблизились к тому, чтобы снять с «Талибана» статус террористов. «Казахстан недавно принял решение, которое мы тоже собираемся принять, об исключении их (талибов.— “Ъ”) из списка террористических организаций,— заявил в понедельник глава МИД РФ Сергей Лавров (цитата по "РИА Новости").— Тем более что Совет Безопасности ООН талибов как организацию террористической не объявлял. Там в списке террористов есть, по-моему, 12–15 конкретных персонажей».
По словам министра, талибы являются «реальной властью» в Афганистане и инициатива по снятию с них статуса террористов «отражает осознание реальности».
В свою очередь, спецпредставитель президента РФ по Афганистану, директор второго департамента Азии МИДа Замир Кабулов сообщил «РИА Новости», что Министерство иностранных дел и Минюст закончили проработку вопроса о возможном исключении «Талибана» из реестра террористических организаций. Соответствующее предложение направлено в Кремль.
В эфире телеканала «Россия 24» Замир Кабулов пояснил, что «сейчас стоит вопрос о снятии этого статуса (террористов.— “Ъ”) с движения талибов, поскольку начинается процесс нормализации двусторонних экономических и иных отношений, и такой статус мешает в первую очередь российским экономоператорам налаживать нормальное сотрудничество». «Нам надо устранить эти сложности, ну а в дальнейшем, иншалла, как говорят наши афганские друзья, при стечении обстоятельств уже будем думать и докладывать руководству о признании властей Афганистана»,— добавил он.
Помимо развития экономических связей с Кабулом власти РФ, как следует из его комментария, также заинтересованы в укреплении взаимодействия с афганской стороной в правоохранительной сфере, в том числе в противодействии окопавшимся на территории Афганистана международным террористическим организациям (таким как запрещенная в РФ группировка «Исламское государство»).
Ранее, в пятницу, директор ФСБ России Александр Бортников сообщил, что по линии спецслужб взаимодействие уже идет.
«Безусловно, нас не может не беспокоить происходящее в этой стране (Афганистане.— “Ъ”). С одной стороны, следует отметить положительные тенденции. Афганские власти ведут активную работу по нормализации ситуации, борются с одиозными террористическими группировками, стремятся укрепить внешние рубежи, чтобы снизить инфильтрацию боевиков международных террористических организаций. Находятся в диалоге с нами — имею в виду спецслужбы стран Содружества»,— заявил директор ФСБ на заседании Совета руководителей органов безопасности и спецслужб стран СНГ (цитата по ТАСС). С другой стороны, по словам Александра Бортникова, заметны «настойчивые попытки англосаксов влиять на обстановку в Афганистане». «Если Кабулу не будут мешать внешние игроки, талибы, я полагаю, смогут навести порядок у себя дома»,— отметил он.
В то же время власти РФ считают, что США и их союзники, участвовавшие в военной операции НАТО в Афганистане, должны взять на себя расходы по постконфликтному восстановлению экономики страны. «Афганистан является одним из звеньев в цепи бесконечных геополитических авантюр Запада. Основная ответственность за нынешнее тяжелое положение в Афганистане должна лежать на США и их союзниках»,— заявлял в феврале тогдашний секретарь Совета безопасности РФ Николай Патрушев (см. “Ъ” от 17 февраля).
Напомним, «Талибан» признан в России террористической организацией решением Верховного суда РФ от 14 февраля 2003 года.
Инициатива внесения этого движения в реестр террористических и запрещения его деятельности на территории России (наряду с еще14 радикальными организациями и группировками) исходила от Генеральной прокуратуры РФ и была поддержана ФСБ и Минюстом.
В решении ВС РФ необходимость признания талибов террористами обоснована следующим образом: «Движение "Талибан" сформировалось в Афганистане в 1994 году как экстремистское исламское движение. Поддерживает связи с незаконными вооруженными формированиями, действующими на территории Чеченской Республики. В своей деятельности использует методы террора: так, осенью 1995 года ими был захвачен самолет Ил-76 татарстанской авиакомпании "Аэростан", экипаж которого длительное время удерживался в качестве заложников. При поддержке Усамы бен Ладена изыскивало возможности для захвата исламскими движениями власти в центральноазиатских государствах, в том числе и в Узбекистане, Таджикистане, Киргизии».
В начале 2000-х Совет Безопасности ООН также начал активно вводить санкции в отношении талибов. Одним из оснований для этого стал тот факт, что движение, контролировавшее большую часть Афганистана с 1996 по 2001 год, «позволило использовать страну в качестве базы для обучения и деятельности террористов, включая экспорт терроризма сетью "Аль-Каида" (запрещена в РФ.— “Ъ”) и другими террористическими группами». В комментариях МИД РФ по поводу антитеррористических резолюций Совбеза ООН режим талибов чаще всего характеризовался как преступный.
В августе 2021 года талибы вновь захватили власть в Афганистане, фактически без боя войдя в покинутый американцами и правительственными силами Кабул. С тех пор сформированное талибами правительство предпринимает шаги, чтобы доказать международному сообществу, что движение коренным образом изменилось и настроено на конструктивное сотрудничество с иностранными партнерами в самых разных сферах. Официальные делегации с представителями новых афганских властей уже неоднократно посещали Россию. С марта 2022 года у РФ установлены дипломатические отношения с Афганистаном с аккредитацией дипломата правительства, сформированного талибами.
Власти Казахстана решили исключить «Талибан» из списка запрещенных террористических организаций в декабре 2023 года. Официальный представитель МИД РФ Мария Захарова тогда сказала, что Москва приветствует это решение.
«Данный шаг будет способствовать выведению Афганистана из международной изоляции и его дальнейшей интеграции в мировые политические и экономические процессы, откроет новые возможности для гуманитарной поддержки афганского населения. Полагаем также, что это решение окажет положительное воздействие на продвижение межафганского примирения и посодействует стабилизации обстановки в стране»,— заявила она.
Исключение из списка террористических организаций теоретически возможно, хотя ранее таких прецедентов в России не было, говорят юристы. Управляющий партнер юргруппы «Яковлев и Партнеры» Андрей Яковлев поясняет, что, поскольку решение о включении «Талибана» в список было принято Верховным судом РФ по иску Генпрокуратуры, отмена этого решения также должна происходить через судебные процедуры. «Комментарии МИДа направлены скорее на создание общественного запроса, необходимого для последующих действий Генпрокуратуры», которая может выступить заявителем при обжаловании этого решения Верховного суда, полагает партнер юрфирмы «Братья Яблоковы» Артем Яблоков.
Есть два варианта обращения для отмены решения Верховного суда. По мнению Андрея Яковлева, это может быть заявление «о пересмотре по новым обстоятельствам, которые существенно изменяют ситуацию», в данном случае, например, это может быть «изменение политической и международной обстановки, признание талибов как "реальной власти" в Афганистане, а также изменения в подходах к международной безопасности и внешней политике». Либо в качестве альтернативного варианта, предполагает Артем Яблоков, можно обжаловать решение через президиум Верховного суда со ссылкой на то, что «обжалуемое решение нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц или иные публичные интересы», а сроки для подачи такой жалобы «могут быть восстановлены по уважительным причинам, перечень которых не определен».