Бизнес с большой дороги
Как развивают сеть объектов придорожного сервиса в Краснодарском крае
Количество объектов придорожного сервиса в Краснодарском крае за 10 лет увеличилось в 1,5 раза. А с принятием федеральной концепции развития автотуризма ожидается дальнейший рост этой сети. На Кубани делают ставку на создание многофункциональных комплексов (МФК), включающих в себя различные виды объектов «придорожки». Инвестирование в их создание сегодня принято считать достаточно перспективным. Кроме того, в регионе развивают сеть придорожных ярмарок, способствующих реализации продукции местных аграриев и позволяющих туристам ощутить местный колорит во время путешествий.
Деньги липнут к дороге
Количество объектов придорожного сервиса в Краснодарском крае с 2014 года выросло на 43%. Сегодня в регионе работает более 5,1 тыс. заправок, автомастерских, отелей, кафе и т. д. (в 2014 году их насчитывалось порядка 3 тыс.). Об этом «G» рассказал руководитель кубанского департамента потребительской сферы Роман Куринный.
Во многом этот рост связывается с увеличением потока туристов в регион, а также с открытием крымского направления и строительством Керченского моста, что существенно сказалось транзите через регион по трассе Краснодар — Славянск-на-Кубани — Темрюк. Только в Темрюкском районе количество объектов с 2018 года (после запуска моста в эксплуатацию) выросло почти в два раза. При этом тренд на рост в крае является стабильным: в минувшем 2023 году он зафиксирован на уровне 7%. А в том же Темрюкском районе продолжает показывать положительную динамику выручка предприятий общественного питания: только за прошлый год она увеличилась в 2,6 раза.
Параллельно с крымским направлением с 2022 года вырос трафик по федеральной трассе «Кавказ». Эту динамику специалисты объясняют закрытием краснодарского аэропорта и увеличением поездок в сторону Ставрополья в аэропорт Минеральных Вод.
Поесть, помыться и забыться
Помимо количественного показателя, у нас меняется сам формат дорожного сервиса. На смену отдельно функционирующим кафе и АЗС приходят современные многофункциональные комплексы, которые включают в себя заправку, кафе, гостиницу, санитарно-бытовой блок, магазин, детскую площадку и СТО, рассказывают в департаменте.
«В регионе действуют 10 многофункциональных комплексов, еще семь мест предусмотрено в генеральной схеме размещения МФК в качестве развития сети — в Брюховецком, Крымском, Курганинском, Кущевском, Тбилисском и Щербиновском районах. Это готовые к освоению земельные участки с соответствующим видом разрешенного использования и техусловиями на подключение ко всем необходимым коммунальным сетям. Сейчас муниципальные образования активно ищут инвесторов для реализации проектов»,— добавляет Роман Куринный.
Со своей стороны, власти Кубани приняли ряд поправок в краевой закон о предоставлении юридическим лицам государственных и муниципальных земель в аренду без проведения торгов для реализации масштабных инвестиционных проектов и размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения. Изменения упростили доступ потенциальных инвесторов к этим, а в перспективе и к другим подобным площадкам для реализации проектов по созданию МФК. Однако к инвесторам предъявляются требования, чтобы такие комплексы размещались на участке достаточной площади (не менее 1,5 га) и включали в себя объекты сервиса, предоставляющие не менее пяти видов услуг.
Исполняющий обязанности главы Курчанского сельского поселения Темрюкского района Сергей Прокопов рассказывает, что на территории района сегодня действуют два МФК, которые являются крайне востребованными. «Мы видим, что и автотуристам, и дальнобойщикам важно получить весь спектр услуг и удовлетворить все свои бытовые потребности в одном месте: заправиться, провести техническое обслуживание автомобиля, пополнить запасы и здесь же перекусить, принять душ и поспать перед дальнейшей дорогой. Поэтому это очень перспективное и востребованное направление придорожного сервиса, и, кстати, весьма интересное для инвестиций, потому что поток клиентов здесь будет всегда»,— отмечает он. Также господин Прокопов рассказывает, что особая потребность в этих МФК возникает в те моменты, когда движение по Крымскому мосту оказывается временно ограничено по соображениям безопасности.
Такими МФК управляет ООО «Лукойл-Югнефтепродукт». Там говорят, что возможность получения в одной точке максимального количества услуг по сбалансированным ценам является важным фактором при выборе заправочной станции, и именно это делает их максимально востребованными. В частности, в работающих в Темрюкском районе МФК, кроме мультитопливных АЗС с электрозарядками, кафе, детскими площадками и зонами отдыха, предусмотрены также душевые, прачечные самообслуживания и даже бесплатная современная комната матери и ребенка. Там отмечают, что в рамках улучшения количества и качества услуг в МФК могут появиться также аптеки, кафе с блюдами ресторанного уровня и даже пункты выдачи интернет-заказов.
Потянет только крупный бизнес
Член Совета Краснодарского краевого отделения организации предпринимателей «Опора России» Станислав Бабин считает, что планы по созданию сети МФК выглядят перспективными. При этом он отмечает, что реализация таких проектов может являться достаточно дорогой, и они, скорее всего, будут посильны только крупному бизнесу. Помимо этого, такие МФК имеют смысл только на федеральных трассах, где гарантирован большой поток путешественников. «Это морские направления по М-4 "Дон", а также горное по трассе "Кавказ". Не думаю, что МФК на других дорогах будут нормально загружены, и также не думаю, что местный малый и средний бизнес сможет обеспечить там сервис на высоком уровне»,— говорит он.
Вице-президент Ассоциации туроператоров России (АТОР) Сергей Ромашкин находит решение кубанских властей с МФК, особенно на таком оживленном направлении, интересным. В частности, спросом, считает он, будут пользоваться точки общепита с качественно приготовленной едой, точек по продаже пирожков действительно предостаточно. Однако сомнения вызывает востребованность гостиниц после того, как на юге будут сняты ограничения на полеты. «Существенный процент туристов ранее летал в Крым самолетами. И я не уверен по загруженности именно отелей, ведь даже московские автотуристы склонны добираться до места назначения без ночевок либо ночевать в крупных городах, например, Ростове-на-Дону или Краснодаре. Думаю, правильным было бы провести какое-то исследование и опросить путешественников об их планах»,— отмечает он.
Эквайринг с колоритом
Параллельно с МФК на Кубани развивают традиционный формат торговли — придорожные ярмарки. «Это особенность Краснодарского края, отражающая колорит местной жизни и культуры. Поэтому они пользуются большим спросом у путешественников, одновременно являясь для фермеров эффективной инфраструктурой сбыта качественной местной продукции. Для придорожных ярмарок мы также разработали единую схему, она включает 261 объект. Для удобства покупателей ведем работу с предпринимателями по установке эквайринговых терминалов, беседок для отдыха, фотозон»,— сообщили в департаменте потребсферы.
Как рассказывает Сергей Прокопов, темрюкские аграрии существенную часть своей продукции реализуют через придорожные ярмарки. На некоторых из них покупатели уже сегодня рассчитываются безналичным способом. Дальнейшее их развитие он видит в повышении качества обслуживания, уходе от стихийно возникающих мест продаж с одновременным повышением контроля за соблюдением требований торговли в легальных точках.
«У нас уже ряд ярмарок приведены к единому стилю. И, условно говоря, торговые места владельцев ЛПХ тоже уже выглядят на уровне. Покупатель сегодня уже хочет покупать овощи или фрукты у продавца с соответствующим внешним видом, работающего в чистой одежде, хочет иметь возможность воспользоваться контрольными весами и оплатить покупку картой. Думаю, стремиться дальше нужно к повышению качества сервиса и добиваться качества в мелочах»,— заключает эксперт.
Оперативные новости «Ъ» из регионов Кубань, Адыгея, Крым в Telegram