Волнующие поставки
Ольга Мордюшенко о внимании к российскому экспорту
Сохраняющийся вопреки геополитическому противостоянию российский экспорт в «недружественные» страны попадает за рубежом под все более пристальное внимание. Так, Financial Times со ссылкой на аналитиков ICIS сообщила на днях, что поставки газа и СПГ из РФ в ЕС в мае впервые за два года превысили импорт из США, пусть и с минимальным разрывом — 15% против 14%. А немецкая Bild написала, что в сезоне-2022/23 Россия экспортировала в ФРГ на 920% больше удобрений, чем до начала военных действий на Украине. Представители местных производителей удобрений и политики в связи с этим заявили изданию, что ЕС должен ввести санкции на российские азотные удобрения или хотя бы повысить пошлины.
Публичное беспокойство по поводу доли РФ на том или ином рынке в последнее время звучит часто и может быть направлено на ограничение поставок. Так, мировые информационные агентства, в том числе цитируя трейдеров, писали о растущем контроле РФ над мировым рынком пшеницы. И тот же ЕС в результате с 1 июня ввел заградительные пошлины на зерно, масличные и продукты переработки из России и Белоруссии. А в мае стало известно, что законодательный орган американского штата Аляска одобрил резолюцию о создании рабочей группы, которая может начать разработку мер по борьбе с «наводнением рынка дешевыми российскими морепродуктами», на что жаловались местные рыбаки.
В случае российского СПГ сообщения о росте доли на рынке ЕС скорее объясняются статистическими колебаниями и временным снижением поставок из США. А вот для производителей удобрений ЕС — один из крупных покупателей. По данным Центра ценовых индексов, в 2023 году ЕС закупил около 4,7 млн тонн азотсодержащих удобрений из России в связи с удорожанием собственного производства на фоне высоких цен на основное сырье — газ. Поставки в Германию выросли год к году почти в два раза, до 550 тыс. тонн, во Францию — на 25%, до 440 тыс. тонн.
Пока удобрения относятся к редкой группе товаров из России, которые остаются не под санкциями по социальным соображениям. Хотя, как показывает пример с российским продовольствием, прибегать к санкциям не обязательно, а можно ограничиться заградительными пошлинами. В то, что ЕС введет полное эмбарго на импорт азотных удобрений из России, мои собеседники на рынке не верят. «Это как отморозить уши назло маме»,— говорит один из них, предупреждая, что мера грозит скачком цен на этот вид химии и ускорением темпов продовольственной инфляции. И российским производителям, добавляет он, это не помешает отправлять удобрения в другие страны, где спрос остается высоким. Хотя, признают мои собеседники на рынке, сегодня даже самый неожиданный поворот событий никого не удивит.