В едином порыве
Дума приняла поправки к Трудовому кодексу о доплатах за наставничество
Госдума во вторник единогласно приняла в первом чтении поправки к Трудовому кодексу группы сенаторов и депутатов-единороссов о наставничестве на рабочем месте. Законопроект если не понравился буквально всем, то, по крайней мере, не вызвал острой критики. Коммунисты порадовались возрождению советского опыта, а в «Справедливой России — За правду» считают, что если инициатива единороссов ничего не портит, то уже хорошо. Впрочем, у участников дискуссии все же возникли некоторые вопросы — в частности, по примерной величине доплат за наставничество и порядку их начисления. Ответ единороссов был лаконичен: это определит работодатель.
Соответствующие поправки парламентарии во главе с председателем комитета Госдумы по молодежной политике Артемом Метелевым внесли на рассмотрение палаты еще 14 марта. Инициатива предлагает закрепить в ст. 151 Трудового кодекса (ТК) понятие наставничества и необходимость доплаты наставникам за их работу, а в ст. 60.2 ТК определить порядок привлечения к исполнению таких функций. Конкретный их перечень и срок выполнения будет устанавливать работодатель, заручившись письменным согласием работника. В случае принятия закон вступит в силу 1 сентября 2024 года.
В пояснительной записке авторы апеллируют к прошлому: «Еще во времена СССР, правопреемником которого является Российская Федерация, беспрецедентную роль в практической подготовке молодых специалистов и профессиональной адаптации новых работников на предприятии играли наиболее авторитетные, опытные и результативные работники, выступающие в качестве наставников». Да и сейчас, по словам авторов документа, программы наставничества «реализуются во многих регионах», однако их единая система «не сформирована». Предполагается, что новая инициатива как раз и поможет сформировать «единый подход к понятию и содержанию наставничества для каждой профессиональной отрасли».
Выступая с докладом по законопроекту, Артем Метелев назвал его «небольшим, но очень важным» и напомнил, что на необходимость регулирования этой сферы «неоднократно обращал внимание президент».
Он пояснил, что цель законопроекта — «показать, что быть наставником не дополнительная нагрузка, а почетная миссия по передаче знаний и накопленного профессионального и жизненного опыта молодому поколению и начинающим специалистам». Наставники существуют и сейчас, отметил депутат, но из-за отсутствия закрепленных в ТК гарантий их работа часто не оплачивается, а условия труда сильно отличаются даже внутри одной отрасли, что не позволяет системно развивать этот институт. По мнению господина Метелева, поправки к ТК приобрели особую важность во время проведения специальной военной операции, когда «многие работоспособные мужчины защищают интересы нашей родины», а на их место приходят молодые специалисты, которым как раз не помешал бы наставник. «Если мы примем данный законопроект, тысячи россиян скажут нам спасибо»,— заключил господин Метелев.
Михаил Тарасенко («Единая Россия», ЕР), выступая от комитета Госдумы по труду, рассказал, что законопроект вызвал общественную дискуссию по поводу расходов, которые понесет работодатель, поощряя наставничество в каждом конкретном случае. «Одно дело оказывать помощь штамповщику или, скажем, токарю, который работает на одном и том же месте. И совсем другое дело — оказывать содействие слесарю-ремонтнику, который ходит по всему цеху и сталкивается с новым оборудованием, которое нужно привести в порядок»,— привел пример господин Тарасенко.
Анжелика Глазкова (КПРФ) поинтересовалась у авторов законопроекта примерной величиной доплаты за наставничество. Артем Метелев напомнил, что решение о ней принимает работодатель, и было бы неправильно «влезать в экономику каждого предприятия». В то же время он уверен, что после принятия законопроекта профсоюзы обсудят размеры доплат с работодателями.
Андрей Альшевских (ЕР) спросил, обсуждали ли авторы с правительством и «другими заинтересованными структурами», как стимулировать работодателей внедрять институт наставничества.
Артем Метелев ответил, что на федеральном уровне есть государственная награда, которую получают руководители крупных компаний, хотя стоит подумать также о дополнительных льготах и преференциях, когда институт наставничества «устоится».
Алексей Куринный (КПРФ) задал вопрос о том, как непосредственно будет осуществляться доплата. Депутаты подготовят на эту тему дополнительные разъяснения с Министерством труда, ответил Артем Метелев.
Айдар Метшин (ЕР) предложил ко второму чтению описать «единый подход к объему средств наставничества» вне зависимости от профессиональной принадлежности. Господин Метелев ответил, что на этапе подготовки законопроекта это было ключевым моментом дискуссии, но позиция Минтруда состоит в том, что в каждом производстве свои нюансы, уравнивать их было бы неправильно.
Нина Останина (КПРФ) порадовалась, что «рыночные реалии не искоренили такой замечательный советский институт наставничества».
Ее также интересовало, обсуждались ли требования к самому наставнику — такие как стаж, навыки, возраст и т. д. Артем Метелев опять ответил, что устанавливать их будет работодатель.
Валерий Гартунг («Справедливая Россия — За правду») сообщил, что эсеры поддержат законопроект, но «не потому, что он необходим и без него никак не будет развиваться наставничество, а потому, что он ничего не портит». Он вспомнил, как в 1983 году пришел на завод слесарем, и у него был наставник, но «и сейчас на этом заводе есть наставничество».
А Екатерина Стенякина (ЕР) официозно сообщила, что законопроект — это еще один шаг в реализации послания президента, который говорил о необходимости подготовить к 2028 году более миллиона профессиональных специалистов.
В итоге за законопроект проголосовали 407 депутатов, его противников и воздержавшихся не было.