Здравия желаем
На Кубани растет объем платных медицинских услуг
Рынок коммерческой медицины в Краснодарском крае ежегодно растет. На эту сферу приходится десятая часть всех платных услуг, оказанных на Кубани. По словам участников рынка, главные тренды — персонализация, цифровизация, активное использование инновационных методов лечения и диагностики. Среди проблем эксперты отмечают дефицит некоторых лекарств и вакцин, удорожание расходных материалов и снижение платежеспособности населения.
Неизбежно прибыльно
В Краснодарском крае объем платных медицинских услуг организаций с численностью работников более 15 человек вырос до 17,2 млрд руб. по итогам 2023 года. Это на 7,3% больше, чем годом ранее. Такие данные «G» предоставили в Краснодарстате.
«Рынок частной медицины на Кубани интенсивно развивается: открываются новые многопрофильные медицинские клиники, расширяется присутствие федеральных сетей. Это связано с тем, что есть направления, развитие которых неизбежно: хирургия, онкология, кардиология, репродукция и другие. Кроме того, активное финансирование медицинской отрасли Краснодарского края, сосредоточение в регионе больших финансовых средств дает возможность открывать и успешно развивать прогрессивные медцентры»,— комментирует врач высшей категории, к. м. н., глава группы компаний CL Medical Group Феликс Гамзаев.
Эксперт отмечает, что обязательное медицинское страхование пока не покрывает часть услуг и эти лакуны заполняет коммерческая медицина. Таким образом, в случае наполнения клиники высококвалифицированными врачами и широким спектром услуг в крупных городах Краснодарского края она, по мнению Феликса Гамзаева, неизбежно станет прибыльной. «В нашем регионе отмечается динамичный прирост населения, и успевать за ним государственной медицине сложно. Поэтому в части медсопровождения массового пациента мы качественно дополняем государственную систему здравоохранения региона, выступая ее партнером»,— утверждает глава группы компаний.
По данным статистики, количество сотрудников частных организаций, оказывающих платные услуги (без учета субъектов малого предпринимательства), в прошлом году по отношению к предшествующему практически не изменилось и составило 14,8 тыс. человек. Среди наиболее крупных по численности персонала в Краснодарстате назвали ООО «Клиника Екатерининская», ООО «Санаторий Заполярье», ОБП Оздоровительный трест «Сургут», ПАО «Сургутнефтегаз», ОАО санаторий «Красная Талка», ЧУЗ «КБ "РЖД-Медицина"».
Согласно исследованию потребительского рынка Краснодарстата, медуслуги, оказанные кубанскими организациями всех видов собственности, в общем объеме платных услуг в прошлом году составили 10%, или 93,3 млрд руб., а в январе—марте 2024 года 10,1% — 24,8 млрд руб.
Объемы растут
Об увеличении объемов услуг в 2023 году в сравнении с предшествующим (как в денежном, так и натуральном выражении) заявили все опрошенные «G» участники рынка. Тенденция к росту, по словам экспертов, сохраняется и в 2024 году.
Так, клиника репродукции «Эмбрио» занимается оказанием специализированной медпомощи пациентам с бесплодием. В компании рассказали, что объем услуг клиники ежегодно увеличивается на 8–10%. Аналогичная динамика наблюдается и в первом квартале текущего года в сравнении с аналогичным периодом прошлого. Наиболее востребованы программы ЭКО с использованием донорского материала. «Пациенты с нормальным фолликулярным (яичниковым) резервом или более молодые пациенты могут обратиться в государственные клиники и пройти базовую программу ЭКО за счет средств ОМС. Пациенты же с низким овариальным резервом обращаются в частные клиники, и, конечно же, востребованным является наличие в клинике репродукции криобанка половых клеток»,— поясняет главврач клиники, к. м. н., репродуктолог Ирина Лукошкина.
Клиника Фомина является многопрофильным центром, где пациентов принимают 60 врачей более чем 20 специальностей. Средний годовой прирост услуг в материальном выражении составил в 2023 году 20%, а в 2024-м к аналогичному периоду прошлого года — 32,3%. «Если говорить о динамике числа пациентов в первом квартале, то в 2022 году мы приняли 8,6 тыс., в 2023-м — 11,5 тыс., а в 2024-м — 13,4 тыс. человек. В топ самых востребованных услуг я бы включила прием педиатра, вакцинацию, прием гинеколога, анализы, лечение бесплодия, прием гематолога. Сезонно в топ выходит прием аллерголога и аллергопробы»,— рассказывает главврач клиники Елизавета Редько.
В другом многопрофильном медучреждении — Клинике высоких медицинских технологий WMT, работающей в 45 направлениях, наиболее востребованы диагностическое направление и хирургия. Также отмечен большой спрос на МРТ, КТ, эндоскопию, УЗИ и рентген. В сети медучреждений отмечают рост спроса на пластическую хирургию. «Это не только омоложение, но и реконструктивные операции, направленные на улучшение качества жизни. Если в 2022 году услуги пластической хирургии от всего объема составляли 15%, то сейчас это 35%»,— говорит региональный директор сети клиник высоких технологий WMT Вадим Лаптев.
В 2023 году на 30% увеличились выручка и число пациентов клиники МЛЦ (федеральная сеть многопрофильных медцентров для всей семьи). «В первом квартале 2024-го мы продолжили расти. Наиболее популярная услуга МРТ»,— отмечает главврач федеральной сети Мария Порядина.
CL Medical Group объединяет частные медкомпании, в числе которых многофункциональные медцентры, клиники репродукции, хирургии, кардиологии, а также крупнейшая по количеству филиалов на Кубани сетевая медицинская лаборатория CL LAB. «Мы отмечаем активный рост потребления платных медицинских услуг за минувшие 2022–2023 годы в целом по группе компаний в пределах 20%. Тренд сохраняется и в текущем году. Активно растет потребление услуг в сегменте лабораторной диагностики, поликлинического направления, хирургии, кардиологии, репродукции»,— говорит Феликс Гамзаев.
Эксперты говорят, что люди все чаще выбирают коммерческую медицину по нескольким причинам. По наблюдениям Ирины Лукошкиной, которая была главврачом госклиники и уже 15 лет руководит частным медцентром, обе составляющие здравоохранения в Краснодарском крае развиты хорошо. «При этом частные клиники могут быстро реагировать на изменения рынка, быстрее и проще приобрести последнее современное оборудование, внедрить новые подходы и методики лечения»,— утверждает главврач клиники репродукции «Эмбрио».
По словам терапевта Клиники малоинвазивной хирургии Ирины Кузнецовой, у пациента коммерческого учреждения есть больше возможностей для выбора по месту расположения, времени записи к врачу и самого доктора. «Важным преимуществом перед государственными организациями является отсутствие очередей и длительного ожидания предоставляемых услуг. Однако важный фактор, который является преимуществом бюджетной больницы,— это возможность получить медобслуживание по полису ОМС»,— отмечает врач.
Елизавета Редько среди преимуществ коммерческой медицины называет качество предоставляемой помощи. Эксперт объясняет это тем, что частная практика дает специалисту больше возможностей для профессионального роста, включая посещение разного рода курсов и участие в конференциях. «В госполиклинике у врача просто нет на это времени и внутренних ресурсов, много сил уходит на борьбу с выгоранием, связанным среди прочего с высокой загруженностью. Но и здесь бывают исключения»,— говорит главврач Клиники Фомина. «Врачи, которые поработали в частной медицине, практически всегда остаются в коммерции»,— подтверждает Вадим Лаптев.
По мнению Марии Порядиной, в частных клиниках на исследование и прием времени закладывается значительно больше, чем в госучреждениях, поэтому проблеме пациента уделяют намного больше внимания.
«В Краснодарском крае рынок частной медицины очень развит. Благодаря высокой конкуренции уровень клиник превосходит уровень учреждений других регионов. Конечно, Москва и Санкт-Петербург занимают лидирующие позиции, но то, что Краснодарский край входит в пятерку самых развитых регионов в этом направлении,— это факт»,— утверждает Вадим Лаптев.
Цифровизация в тренде
Эксперты отмечают высокий уровень конкуренции на рынке коммерческой медицины Краснодарского края, что стимулирует учреждения повышать качество услуг. «Уровень сервиса и услуг, который все время растет, заставляет и госучреждения подтягивать качество. Но и среди самих клиник высокая конкуренция за каждого пациента, что, конечно же, является положительным фактором с точки зрения интересов людей»,— говорит управляющий директор клиники «Евроонко» в Краснодаре Максим Максимов.
Однако у наличия на рынке большого числа разнокалиберных игроков есть и минусы. По словам Марии Порядиной, в регионе есть центры, которые ставят аппараты МРТ и КТ чуть ли не в гаражах, предоставляя услуги по заниженным ценам. «К сожалению, многие люди не разбираются в качестве медуслуг и продолжают выбирать организации, основываясь на мониторинге стоимости медпомощи»,— констатирует главврач федеральной сети клиник МЛЦ.
Некоторые эксперты считают, что недобросовестные конкуренты, а также малые компании с рынка постепенно будут вытеснены. «Главный тренд для негосударственного сектора системы здравоохранения — консолидация и создание сетевых медицинских организаций. Причем это касается как многопрофильных центров, так и специализированных, как в нашем случае. Это абсолютно логично: в рамках крупной федеральной сети оптимизируются затраты, происходит обмен компетенциями, ведущие врачи могут оказывать помощь пациентам в разных регионах. Очевиден экспансивный рост крупных игроков, которые выходят на новые территории или открывают новые клиники в привлекательных локациях. Развитие крупных региональных и федеральных игроков нарастает, они открывают для себя новые ниши и направления»,— рассказывает Максим Максимов.
Кандидат медицинских наук, врач-психиатр, главный врач клиники психиатрии и наркологии «Центр здоровья» Игорь Новицкий отмечает, что тренды коммерческих медуслуг продолжили свое развитие в персонализации, цифровизации, инновационных методах лечения и диагностики. «Сегодня большинство обращений в нашу клинику приходит из интернета, а именно — медицинских агрегаторов ("Продокторов", "Сберздоровье", "Зун" и др.). Обращение за лечением и диагностикой в государственные клиники возможно только в соответствии со строгими показаниями страховой медицины, частная медицина предлагает услуги консультирования по запросу клиента»,— говорит господин Новицкий.
Цифровизация проникает в работу медучреждений с каждым годом все больше. «Например, контроль за своевременным ремонтом и обслуживанием медицинской техники позволяют осуществлять системы класса help desk. За счет автоматизации сервисных процессов уменьшается простой медицинского оборудования и сокращаются расходы на обслуживание. Стоит отметить, что в плане цифровизации у частной медицины есть весомое преимущество перед государственной: они могут выбирать лучшие решения на рынке и быстро их внедрять, что позволяет им оптимизировать расходы и повышать качество услуг»,— говорит сооснователь и директор по развитию Okdesk Кирилл Федулов.
Цифровизация заметно меняет систему здравоохранения, подтверждает Феликс Гамзаев. По словам главы группы компаний CL Medical Group, популярность смартфонов и медицинских гаджетов сделала возможным использование информационных технологий для интерактивного наблюдения за здоровьем и получения медицинских онлайн-консультаций. «Кроме того, цифровизация способствует удовлетворению растущей потребности людей в профилактическом здравоохранении. Новейшие цифровые технологии развивают возможности и пул услуг региональных участников рынка частной медицины»,— считает врач.
Проблемы нужно решать комплексно
Вадим Лаптев считает главной проблемой для рынка коммерческой медицины рост цен на расходные материалы. «В некоторых направлениях нужно ежедневно отслеживать наличие, чтобы успеть закупить нужные материалы. Мы не привыкли покупать то, что есть, нам необходимо только лучшее, а с этим сейчас дефицит»,— рассказывает региональный директор сети клиник высоких технологий WMT.
Именно ростом стоимости расходных материалов, запчастей для оборудования, технического сопровождения, связанным в том числе с колебаниями валютных курсов, а также увеличением логистических затрат участники рынка объясняют рост цен на медуслуги на 4–10% процентов год к году в зависимости от направления.
В то же время снижается платежеспособность населения. По словам Игоря Новицкого, на рынке платных наркологических услуг это приводит к росту теневого рынка, в частности «капельниц на дому», что лишь ухудшает течение алкоголизма и наркомании, а на рынке платных психиатрических услуг (в совокупности со стигматизацией психиатрии) — к оттоку пациентов в непрофильные учреждения и к непрофильным специалистам, чаще к неврологам.
Кроме того, существует дефицит некоторых лекарств. Так, Максим Максимов отмечает, что не все оригинальные препараты, производимые ушедшими в последние годы с российского рынка поставщиками, есть возможность заменить. «Отечественная промышленность адаптируется к условиям дефицита препаратов, но на трансформацию потребуется какое-то время. С оборудованием проще — его меняем или на отечественное, или на то, которое производится в дружественных странах»,— поясняет эксперт.
Елизавета Редько добавляет, что остро стоит проблема доступности медицинской помощи при серьезных патологиях, например, при лечении рака, для реабилитации после тяжелых травм, для лечения генетических патологий. «Препараты стоят миллионы, но даже при наличии нужной суммы не каждый пациент сможет его получить. Это животрепещущий вопрос. Сейчас периодически обостряется и вопрос с возможностью получить ту или вакцину, некоторых вакцин не хватает, другие вроде разрешены в стране, но ни один поставщик их не может привезти. И все это на фоне и так сложной ситуации с вакцинопрофилактикой. Есть высокая потребность в различных аллергенах для более эффективной диагностики разных видов аллергий, растет рынок нелегальных препаратов и их подделок»,— рассказывает врач. По мнению эксперта, для решения этих и других проблем требуется четко выстроенная система, в которую будут входить еще и научно-исследовательские центры, и заводы, и огромные испытательные центры, и последовательная система реализации и коммуникации. «Только в комплексе все участники смогут закрыть все потребности»,— заключает Елизавета Редько.
Оперативные новости «Ъ» из регионов Кубань, Адыгея, Крым в Telegram