Санкции на руку
Как геополитика сказалась на развитии локальных брендов Кубани
Уход с российского рынка ряда зарубежных компаний, а также ограничение импорта стимулировали развитие локальных брендов Краснодарского края. В 2023 году обрабатывающие предприятия региона отгрузили продукцию на 534,6 млрд руб., что на 15,2% больше, чем годом ранее. Положительную динамику демонстрируют производители косметики, лекарственных препаратов, химической и пищевой продукции, одежды, готовых металлических изделий и др.
Предприятия нарастили обороты
Как рассказали «G» в министерстве промышленной политики Краснодарского края, по итогам 2023 года обрабатывающие предприятия региона отгрузили продукцию на 534,6 млрд руб. — на 15,2% больше, чем в 2022 году. «По сравнению с 2015 годом, когда впервые приняли краевой закон о развитии промышленности, рост — в два раза. За последний год более чем в два раза увеличено производство электронных и оптических изделий, почти в два раза — прицепов и полуприцепов. В полтора раза увеличен объем отгрузки готовых металлических изделий, электрического оборудования, одежды, текстиля»,— уточняют в ведомстве.
В ведомстве отмечают, что уход с российского рынка ряда зарубежных компаний, а также ограничение импорта открыли возможности для промышленников развивать собственные технологии, наращивать производство, создавать линейки компонентной базы.
«К примеру, ограничение импорта лекарственных препаратов в Россию позволило краевым предприятиям фармацевтической и медицинской отраслей нарастить выпуск лекарств-дженериков, материалов, применяемых в хирургии, стоматологии, используемых при реанимационных мероприятиях. Один из ярких примеров — развитие предприятия "ЮжФарм" в Крымском районе. Здесь освоили выпуск лекарственных препаратов-дженериков, которые заменят зарубежные аналоги для лечения сердечно-сосудистых заболеваний, болезней органов дыхания, желудочно-кишечной системы, а также противомикробные препараты широкого спектра действия. В том числе компания запускает производство иммуносупрессивного препарата, входящего в перечень жизненно важных лекарств»,— рассказывают в министерстве.
Другой пример из химической промышленности региона — Афипский завод полимерных изделий «Польза» (ООО «Юг-Полимер») в Северском районе. Компания готовит к запуску завод, где будут производить компоненты и комплектующие картриджей для консистентных смазок, которые сейчас не выпускают в России. Предприятие уже построило новый корпус со всей необходимой инфраструктурой, его подключили к инженерным сетям, возвели ремонтную мастерскую. С помощью господдержки края закупили оборудование.
«Отметим, что санкционная политика стран, как сейчас принято говорить, "коллективного Запада" ведется с 2014 года. Тогда же в сфере промышленности был разработан и внедрен первый комплекс мер как на федеральном, так и на краевом уровне. С одной стороны, эти меры стимулировали отечественных производителей наращивать мощности, модернизировать производства и выпускать новые виды продукции, с другой — создали комфортные условия для развития собственных технологий. Тогда в рамках краевой отраслевой программы действовало всего две меры поддержки. Сегодня — это девять направлений субсидирования из краевого бюджета, 16 программ Фонда развития промышленности региона со ставками от 0,1 до 4% годовых»,— отмечают в министерстве промышленной политики края.
Оденемся сами
Кубанские компании в 2023 году по виду экономической деятельности «Производство одежды, кроме одежды из меха» отгрузили продукции более чем на 3 млрд руб., или 142,8% к уровню 2022 года. В январе—марте 2024 года — 938,3 млн руб., или 196,8% к аналогичному периоду предыдущего года. Число производителей одежды выросло с 210 в 2021-м до 278 в 2023 году. Такие данные «G» предоставили в Краснодарстате.
В службе госстатистики сообщают, что основными производителями в крае являются ООО «Ромакс», ЗАО швейная фабрика «Славянская», ООО «Цитрин», ООО «Спортлегпром», АО «Александрия», также значительная доля в производстве принадлежит индивидуальным предпринимателям.
Компания ООО «БОВЕБУМ» производит одежду для новорожденных и детей ясельного возраста более 10 лет. По словам заместителя генерального директора Дарьи Воробьевой, объем выручки и количество выпущенной продукции в единицах товара в 2023 году по сравнению с предшествующим выросли более чем на 50%. «Связано это с двумя основными факторами. Во-первых, значительно увеличился спрос, потребитель переориентирован на внутреннего производителя. Во-вторых, нами запущен процесс модернизации производства, направленный на увеличение производственных мощностей. Основной продукт компании — это бельевая группа одежды для новорожденных, которая занесена правительством РФ в список товаров первой необходимости, именно эта продукция и пользуется наибольшим спросом»,— поясняет руководитель.
Косметика лучше импортной
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг по виду экономической деятельности «Производство мыла и моющих, чистящих и полирующих средств; парфюмерных и косметических средств» в Краснодарском крае в 2023 году составил 5,6 млрд руб., или 119,7% к уровню 2022 года. В первом квартале текущего года товаров отгружено на 1,5 млрд руб., что год к году на 10,7% больше, сообщили «G» в Краснодарстате. Среди наиболее крупных компаний в службе статистики назвали краснодарские ООО «Аванта», ООО «Солнце» и ООО «Мульсан».
ООО «Фитстайл Эко» производит косметическую продукцию под брендами Fit Style и «Анапская косметика». В денежном выражении выручка компании за 2023 год выросла в 1,75 раза по сравнению с 2022 годом, а в 2024 году ожидается прирост в 2,1 раза. В 2024 году ООО «Фитстайл Эко» заключило экспортный контракт с компанией из Узбекистана на поставки своей продукции и на открытие фирменного магазина «Анапская косметика» в Ташкенте.
«Безусловно, санкционное давление сказывается на нашей химической отрасли. Но одновременно с этим именно для нашей компании уход с рынка зарубежных брендов стал драйвером роста и масштабирования. Так, например, косметический бренд "Анапская косметика" и родился в этот период, и уже активно импортозамещает зарубежные бренды. Конкуренция в нашей отрасли сегодня серьезная, но ответственные российские производители косметической продукции на сегодняшний день выпускают более качественные товары, чем зарубежные, при этом по более доступным ценам»,— рассказывает генеральный директор компании Анастасия Вдовина.
Со знаком качества
Уход западных компаний открыл возможность для кубанских производителей развивать собственные бренды и расширять производства, подтверждают и в департаменте потребительской сферы и регулирования рынка алкоголя Краснодарского края. «Наращиваются взаимодействия внутри страны, в том числе по созданию новых товаров или товаров, которые ранее не производились. Наши производители заняли освободившиеся ниши, нашли новых клиентов и открыли магазины под собственными марками. Также многие предприятия начали выпускать товар, который ранее в стране не производился. Это положительно сказывается на экономике Краснодарского края и в целом страны»,— рассказывает руководитель департамента потребительской сферы Краснодарского края Роман Куринный.
Для поддержки и продвижения локальных брендов департамент ежегодно проводит конкурс «Сделано на Кубани». Оператор конкурса — ГКУ КК «Центр развития торговли». В настоящее время программа объединяет более 300 товаропроизводителей. Знаком качества уже отмечены 1111 товаров.
«Товары со знаком качества "Сделано на Кубани" являются качественными и безопасными, что подтверждено экспертной оценкой и проведением дополнительных лабораторных исследований. За время проведения независимых лабораторных исследований проверено почти 1200 различных товаров. За 2021–2023 годы — 100% результат соответствия товаров по показателям качества и безопасности. Лабораторные проверки продукции проводятся на постоянной основе»,— говорят в ведомстве.
Многие предприятия ежегодно принимают участие в конкурсе и становятся победителями. Так, например, предприятия ООО фирма «Калория» (бренд «Калория») и АО «Сочинский хлебокомбинат» (бренд «Сочинский хлебокомбинат») не пропустили ни один этап конкурса, широкий ассортимент товаров этих компаний отмечен знаком качества.
По данным департамента потребсферы, с момента старта конкурса более 1500 мер поддержки почти 500 предприятиям-победителям оказано краевыми фондами. Например, фондом микрофинансирования разработан единый микрозаем для победителей краевого конкурса в области качества «Сделано на Кубани» (процентная ставка равна 1–2% годовых), в фонде промышленности действует уменьшение процентной ставки на 0,5–1% от действующей ставки, а фонд развития бизнеса предоставляет различные услуги, например, получение льготных услуг инжинирингового центра и другое.
«В целом указанные меры поддержки, а также участие продукции со знаком качества в различных выставках, проведение рекламной кампании по продвижению знака "Сделано на Кубани", в том числе при участии наших региональных средств массовой информации, проведение закупочных сессий оказали положительный эффект на производственную деятельность предприятий»,— констатируют в ведомстве.
Краснодарский край славится своими мясными изделиями, сырами, медом и молочной продукцией. Так, знаком качества «Сделано на Кубани» отмечена продукция компании «Сырные истории».
«Безусловно, все санкции открыли огромные возможности для развития отечественного бизнеса. Нам удалось на 100% заместить иностранные сыры по вкусу и качеству. Это неоднократно подтвердили итальянский и французские эксперты, приезжавшие к нам на производство. В развитии бизнеса очень активно помогает государство. Мы регулярно получаем различные гранты и субсидии»,— говорит сооснователь компании Анастасия Пискунова.
В частности, в 2019 году «Сырные истории» получили грант в 10,5 млн руб. На эти деньги приобрели оборудование и смогли нарастить объемы переработки молока до 2 т в сутки. В 2022 году по проекту «Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства» кооператив получил субсидию в 5,2 млн руб. На эти средства купили роботизированную доильную установку.
Более чем в 10 раз в прошлом году нарастило объем производства и продаж ООО «Барри Бриют», чья продукция также отмечена знаком качества «Сделано на Кубани». Компания производит варенье, цукаты и сиропы. Руководитель предприятия Эммануил Амирамов увеличение производительности объясняет заключением договоров с федеральными торговыми сетями. «О прибыли говорить рано — всю выручку мы вкладываем в расширение производства, закупку оборудования, сырья, тары и прочее. Приятно удивил растущий интерес к необычным вкусам варенья. Думаю, это связано с современными трендами на десерты с пряностями, орехами и сухофруктами»,— отметил руководитель компании.
Первый заместитель гендиректора ГК «Прогресс Агро» (бренд сети магазинов «Моя станица») Татьяна Басханова отмечает, что на каждой отрасли уход западных брендов сказался неоднозначно. К примеру, сельхозпроизводители лишились поставок ряда моделей качественной техники и запчастей к ним, возникли проблемы с доступностью импортных семян.
«В то же время уход с нашего рынка ряда иностранных производителей, у которых был свой научный бэкграунд и для которых внедрение наукоемких технологий обходилось гораздо дешевле, дает нам шанс занять ниши в высокотехнологичных производствах. У нас уже в работе находятся проекты по производству сухого обезжиренного молока, свиного коллагена, кормов для домашних животных и аквакультуры. Значительный импульс в импортозамещении получила продовольственная сфера. Концепция "вырастили — переработали — отправили на прилавок" позволяет не только обеспечивать высокое качество и экологичность продукции, но и дает возможность покупателям приобретать всегда свежие продукты питания. Мы видим неподдельный интерес жителей к продукции местных производителей и фиксируем более чем 20% рост товарооборота за последние полгода»,— говорит Татьяна Басханова.
Ассортимент и качество растут
Уход западных брендов под влиянием санкций оказал значительное воздействие на развитие локальных брендов в Краснодарском крае и по всей стране в условиях политики самообеспечения. «Региональные компании начали активнее разрабатывать собственные бренды, улучшая качество продукции и расширяя ассортимент, чтобы удовлетворить потребности отечественных потребителей. В ближайшее время можно ожидать дальнейшего развития локальных производств, в первую очередь в агропромышленной и туристической сферах»,— считает бренд-архитектор Александра Веретено.
С экспертом соглашается доцент Финансового университета при Правительстве РФ Петр Щербаченко. Среди преимуществ кубанской продукции эксперт называет использование натуральных ингредиентов, традиционные методы производства и высокое качество. «В сравнении с импортной местная продукция может быть более доступной по цене из-за отсутствия необходимости оплаты таможенных пошлин и доставки из-за более коротких логистических цепочек»,— заключает Петр Щербаченко.
Оперативные новости «Ъ» из регионов Кубань, Адыгея, Крым в Telegram