«Многие компании откладывают свои инвестиционные планы»
Генеральный директор «Регион Лизинг» Рустем Мухамедов
— Как вы оцениваете ситуацию на рынке лизинга?
— Прошлый год был периодом интенсивного развития лизинговой индустрии, отмечался значительный рост объема нового бизнеса и прибыли. В целом, по России объем нового бизнеса вырос с 2022 по 2023 годы на 81%, в УрФО — на 79%. Скорее всего, аналогичные темпы роста нас ждут после изменений в денежно-кредитной политике. Максимальный рост, который мы ожидаем увидеть в этом году, составит от 10 до 20%.
На данный момент ключевая ставка остается высокой — 16%. Это отражается на ценообразовании по лизингу, который держится в верхнем ценовом диапазоне. Вследствие этого многие компании откладывают свои инвестиционные планы на будущее. Тем самым формируется отложенный спрос, который реализуется в ускоренных темпах роста рынка после снижения ставки.
— Почему услуги лизинга не теряют своей актуальности?
— В современных экономических условиях лизинг становится все более востребованным из-за ряда преимуществ, которые он предоставляет клиентам. Это скорость в принятии решения, оформлении сделки и получении оборудования. Для предпринимателей критически важно быстро обновить свои основные фонды и начинать производство для получения прибыли.
В отличие от лизинга, у банковских кредитных продуктов нет такой скорости по процедуре одобрения, а также задач и компетенций по приобретению и доставке зарубежного оборудования до клиента. Крупные лизинговые компании такие возможности дают. При этом сроки по доставке некоторых позиций увеличились до нескольких месяцев.
— В чем причина длительных сроков поставок?
— Логистические цепочки сейчас сильно усложнились из-за долгих поставок через Китай, Турцию и другие страны. Постоянное увеличение санкционного давления требует поиска новых путей взаиморасчетов и пересмотра логистических стратегий. Лизинговый рынок, в целом, адаптировался к сложившейся ситуации: многие виды европейской техники замещены на альтернативные отечественные варианты либо на модели из дружественных стран.
— Насколько сфера лизинга конкурентная?
— В последнее время наблюдается усиление конкуренции между лизинговыми компаниями. Конечно, она была высокой всегда, однако сейчас стала еще более острой из-за высоких цен и ставок, а также из-за уменьшения числа компаний, готовых совершать значительные закупки. И для того, чтобы предложить клиенту лучшие условия приходится задействовать все свои возможности, решающими бывают даже 0,1–0,2% годовых в коммерческом предложении.
Уральские клиенты отличаются высокой требовательностью, особенно по вопросам сервиса и ценообразования. Могу отметить, что финансовые директора здесь обладают высокой экспертизой, что для нас является дополнительным плюсом. Мы честно предоставляем расчеты, показывая эффективную ставку — лизинг в открытую.
— Какие направления сейчас пользуются большей популярностью?
— Наиболее востребованными и активно развивающимися направлениями в лизинге в данный момент являются легковой транспорт, в том числе такси и каршеринг. Эти услуги стали неотъемлемой частью городской инфраструктуры: парк такси постоянно обновляется, предлагая новые автомобили.
Востребованность наблюдается в крупнотоннажной грузовой технике, особенно в связи с переориентацией грузовых потоков на Восток. Так, доля приобретения в лизинг легкового автотранспорта в общем объеме нового бизнеса по России в 2023 году составила 16,9%, грузового автотранспорта 33,9%. Относительно Урала, следует отметить активное развитие железнодорожных направлений, а также инфраструктурных и жилищных проектов. В регионе пользуется популярностью дорожно-строительная техника, которая останется востребованной и в будущем.
— Какие направления лизинга в текущих макроэкономических условиях стали наиболее уязвимы?
— Наиболее уязвимыми сегментами оказались морские, речные суда и авиационные машины из-за высокой доли иностранных компонентов и техники. Государство уже начало перестраивать механизмы в этих отраслях, и необходимо продолжать работу и стимулировать развитие внутренних рынков и производства. Это может включать в себя меры поддержки местных производителей компонентов и техники, а также создание более благоприятной инвестиционной среды для развития национальной технической базы.