Выехали на автотранспорте
Как развивается лизинговая сфера в Уральском регионе
Лизинговый рынок Урала сбавляет обороты. Это происходит из-за высокой стоимости продуктов на фоне обострения конкуренции. Впрочем, эксперты уверены, что динамика спроса на лизинговые инструменты останется позитивной — в пределах 10–20%. Положительное влияние на это будут оказывать высокий спрос на легковые и грузовые автомобили, производственное оборудование, а также программы правительства по мерам поддержки лизингового бизнеса.
Сфера лизинга на Урале в 2023 году пережила бурный рост. Согласно исследованию «Эксперт РА», объем нового бизнеса в УрФО по итогам 2023 года составил почти 294 млрд руб. Это на 79% превышает показатель 2022 года. Участники рынка уверены, что в 2024 году эти показатели будут намного скромнее, оставаясь на уровне 10–20%.
Как пояснил генеральный директор «Регион Лизинг» Рустем Мухамедов, снижение темпов роста объясняется высокой стоимостью лизинговых услуг, которые рассчитываются исходя из уровня ключевой ставки. Сейчас она составляет 16%, что держит ценообразование в верхнем ценовом диапазоне. Достижение показателей 2023 года возможно после смягчения денежно-кредитной политики ЦБ.
«Рост цен на услуги лизинга обусловлен повышением стоимости самих транспортных средств и оборудования, а также ростом процентных ставок и стоимости фондирования для лизинговых компаний»,— добавил основатель российско-китайской транспортной компании RusTransChina Александр Стрельников. По его словам, наблюдается значительное удорожание услуг лизинга в различных сегментах, особенно в сфере коммерческого транспорта и спецтехники. Это связано с общим ростом цен и затрат лизингодателей. Так, стоимость лизинга легковых автомобилей в России в 2023 году увеличилась до 6–7 млн руб., что более чем вдвое превышает показатели 2022 года. В начале 2024 года средняя стоимость грузовика с пробегом составила 3,15 млн руб., что на 26% выше, чем в конце 2023 года.
«Несмотря на возникающие проблемы, прогнозы представителей лизинговой отрасли достаточно позитивны. Взрывной динамики, конечно, не ожидается, но сохранение позиций и прирост на 15–20% выглядит вполне разумным»,— считает доцент юридического факультета Финансового университета при правительстве РФ Кырлан Марчел.
Конкуренция съедает доходы
На фоне роста стоимости лизинговых услуг эксперты отмечают обострение конкурентной борьбы на рынке. Это сказывается на доходности, а также процессах работы с клиентами.
«Эффективная ставка зависит от Центробанка, а маржинальность — от конкретной компании и стратегии. Однако уже не первый год маржинальность падает, а конкуренция растет. Комиссия и страхование всегда рассматривались в качестве дополнительных доходов лизинговых компаний, но сейчас дополнительные продукты также не приносят маржинальности»,— отметил руководитель отдела продаж BWG (дистрибьютор коммерческого транспорта и комплексных решений) Георгий Веретко.
По словам руководителя уральского дивизиона продаж ГК «Альфа-лизинг» Олега Ишимова, еще одна сторона этого процесса — снижение уровня авансов. «Высокая конкуренция способствует тому, что лизингодатели в борьбе за клиентов активно снижают размер аванса для повышения привлекательности своих продуктов»,— пояснил он. Кроме того, рост цен и повышение ставок негативно повлияли на спрос, и часть предпринимателей приняла решение временно отложить финансирование до стабилизации ставок.
Как пояснил Рустем Мухамедов, конкуренция на лизинговом рынке всегда была высокой, однако сейчас произошло обострение, связанное с высокой стоимостью продукта и сокращением количества компаний, желающих инвестировать крупные средства прямо сейчас.
Кроме того, по словам Георгия Веретко из BWG, к высокой конкуренции, борьбе за клиента и снижению маржинальности лизинговых компаний приводит выход федеральных игроков в узкие сегменты рынка, такие как отрасли грузового транспорта и спецтехники, расширение линейки продуктов и повышение качества сервиса.
Консолидация рынка
На фоне обострения конкуренции стало сложнее выживать маленьким компаниям, повсеместно запущен процесс укрупнения, в том числе за счет поглощения. Параллельно идет переориентация ряда лизинговых компаний в направлении более востребованных и доступных с точки зрения доставки оборудования ниш.
«Так называемая консолидация случилась, когда европейские компании уходили с российского рынка и их покупали отечественные. Например, “Скания Лизинг” и “Фольксваген Лизинг” перешли в AGR Automotive Group. Российским владельцам были проданы “Вольво Финанс”, “Шмитц Финанс”. То есть с рынка ушли все кэптивные европейские лизинговые компании»,— рассказал Георгий Веретко.
Как пояснила генеральный директор «ТСС-Лизинг» Татьяна Донченко, в условиях динамичного развития рынка лизинговых услуг интерес к консолидации бизнеса в этой сфере возрастает. При этом ключевой целью консолидации является не расширение присутствия в уже освоенных лизинговой компанией нишах, а выход в новые сегменты рынка. Например, когда крупная лизинговая компания, успешно работающая в сегменте корпоративного бизнеса, приобретает ЛК розничного автолизинга.
Точки роста
Наиболее востребованными на рынке лизинга Урала эксперты называют автотранспорт. По данным «Эксперт РА», по итогам 2023 года почти 50% от основного объема лизинговых сделок в России было сосредоточено в сегментах грузового и легкового автотранспорта. «Большей популярностью пользуются грузовые авто, этот сегмент, как правило, самый быстрорастущий. В этом году ожидается совсем незначительное снижение спроса на эти машины»,— уверен Георгий Веретко.
По словам Олега Ишимова, количество заключенных договоров на финансирование грузовых автомобилей в 2023 году увеличилось на 66% по сравнению с 2022 годом, а сегмент легковых автомобилей показал двукратный рост как по объему финансирования, так и по количеству сделок в 2023 году. «Самыми продаваемыми в 2023 году в сегменте легковых автомобилей стали модели марки Lada, далее с существенным отрывом Chery и Geely. Среди грузовиков лучший результат у Sitrak и Shacman»,— уточнил он.
Отдельным трендом стоит выделить появление на рынке новых марок автомобилей и техники, которые заменили ушедшие бренды, считают эксперты. «Новые импортеры уже наладили поставки запчастей для ремонта и обслуживания. Стали появляться различные предложения с акциями и скидками»,— отметил представитель ГК «Альфа-Лизинг».
На третьем месте по востребованности находится лизинг строительной и дорожно-строительной техники, который демонстрирует интенсивный рост на протяжении последних нескольких лет. «В первую очередь, это связано с активной реализацией в нашей стране крупных инфраструктурных проектов»,— пояснила Татьяна Донченко.
Показатели лизинга, связанного с высокотехнологическими отраслями — выпуском самолетов, поездов, энергетических установок — в сравнении с автотранспортом и строительной техникой, остаются далеко позади. «Нужно время, чтобы стабилизировать ситуацию, найти новых поставщиков. Однако все уже исправляется — в России появляются свои разработки и ввозится оборудование из дружественных стран»,— отметил Георгий Веретко.
Опора на господдержку
В текущих условиях часть проблем на рынке лизинговых услуг, считают эксперты, можно решить за счет господдержки. По словам Олега Ишимова, наличие льготных программ, запущенных правительством, напрямую влияет на решение предпринимателей — оформлять лизинг или нет. В 2023 году некоторые из таких программ стали драйверами роста для развития рынка лизинга, например программы «Свое дело», «Российский тягач» и «Льготный лизинг».
По мнению Георгия Веретко, в развитии лизинговой отрасли могут помочь такие меры поддержки, как субсидирование авансового платежа. «Еще было бы неплохо уделить внимание мерам поддержки техники на альтернативных источниках топлива, а также выделению субсидий при приобретении машин»,— добавил он.
Многолетний опыт реализации большинства государственных программ поддержки показал их эффективность не только и не столько для лизинговой отрасли, сколько для развития тех отраслей промышленности, где эти программы реализовывались, уверена топ-менеджер «ТСС-Лизинг» Татьяна Донченко. «Очевидно, что сегодня, в условиях реиндустриализации, эти программы крайне нужны и востребованы, и было бы хорошо, чтобы их условия масштабировались на максимально широкий круг участников рынка лизинговых услуг. Для нас, так как мы работаем с клиентами по всей России, особый интерес представляют региональные лизинговые программы, учитывающие местную специфику бизнеса»,— подчеркнула она.
Александр Стрельников предлагает запустить целый ряд мер, которые будут направлены на поддержку лизинговой сферы. Например, создание залоговых фондов с использованием государственного имущества для обеспечения банковских инвестиций в лизинг. Также он предлагает организовать долевое участие государственного капитала в создании инфраструктуры лизинга и реализации целевых инвестиционно-лизинговых проектов и т.д.
«Эти меры могут способствовать развитию лизинговой отрасли за счет снижения финансовой нагрузки, расширения доступа к финансированию, стимулирования спроса на лизинговые услуги и создания благоприятных условий для деятельности лизинговых компаний»,— пояснил основатель российско-китайской транспортной компании RusTransChina.
Рынок лизинга на Урале продолжит активно развиваться, в том числе за счет увеличения объема оборудования, выпускаемого по гособоронзаказу, считают эксперты. Однако ждать повторения показателей 2023 года не стоит: высокая ключевая ставка и высокая конкурентная борьба притормаживают общее развитие.
«После активного роста в 2023 году, в ближайшие год-два рынок лизинга в УрФО, вероятно, столкнется с замедлением темпов роста и стагнацией в некоторых сегментах при усилении конкуренции и росте стоимости услуг»,— оценил перспективы Александр Стрельников.