Бизнес пробует токены
Как МСП использует альтернативные способы расчетов с иностранными контрагентами
Российские компании переходят на платежи в криптовалютах. Чаще всего рассчитываться таким образом приходится с китайскими партнерами, сообщает Bloomberg. Для проведения трансакций бизнес, как правило, использует стейблкойны, в частности, USDT, стоимость которого привязана к доллару. Причем если раньше торговать в токенах были вынуждены подсанкционные организации, то сейчас этот механизм осваивают и не подпавшие под ограничения предприятия. С чем связан тренд? И насколько безопасны такие расчеты? Разбирался Иван Хорушевский.
Получать и отправлять платежи за товары невозможно, в банках дружественных стран зависает до 90% трансакций, жалуются предприниматели. Виной всему угроза вторичных санкций — контрагенты попросту боятся подпасть под ограничения за связи с Москвой. На этом фоне в прошедшие три месяца резко снизились объемы поставок из Китая, Турции, Казахстана и других ключевых партнеров России.
Отечественные компании были вынуждены искать альтернативы привычным способам расчетов. Криптовалюта оказалась идеальным кандидатом: переводы проходят молниеносно, вне поле зрения западных регуляторов и с минимальными комиссиями. Поэтому бизнес и пошел в криптообменники, говорит сооснователь платформы «DIGITAL ВЭД» Анна Фомичева:
«Предприниматели, обналичивая со своих ИП, ООО, выводят денежные средства через карты, через какие-то схемы. Потом берут эту наличку, кладут в рюкзак, едут в пресловутые места — "Москва-Сити", "Садовод" и "Люблино" — и передают эти наличные денежные средства. Также есть какие-то схемы вывоза денег, например, самолет летает в Киргизию, потому что там криптовалюты разрешены. Покупают USDT, USTD отправляются за рубеж. Дальше вам могут откупить и юани и отправить вашему поставщику».
По тому же пути, только в обратном направлении, пошли и экспортеры. Однако непонятно, какими последствиями это для них обернется. Дело в том, что криптовалюта в России не считается средством платежа. Законопроект о международных расчетах в токенах все еще обсуждает Госдума. Однако, по словам собеседников “Ъ FM”, «для регуляторов существует негласная установка в рамках валютного контроля не зверствовать». Впрочем, претензии к бизнесу все-таки могут возникнуть, предупреждает партнер FTL Advisers Мария Кукла:
«Будет 2025-2026 год, когда 2023-й и 2024-й попадут в период налоговых проверок. Практика может идти по достаточно жесткому сценарию. И отражение в налоговой отчетности, и отражение в бухгалтерском учете, и соблюдение валютного законодательства, таможенная стоимость — все эти вопросы могут возникнуть».
Кстати, механизм криптовалютных платежей рискует сломаться не только под давлением российских властей, отмечают собеседники “Ъ FM”. В апреле Минфин США заявил, что готов предусмотреть режим санкций для всех эмитентов стейблкоинов, которыми пользуется Москва. Перспектива вторичных ограничений нависла и над криптобиржами. Предприниматель Дмитрий, который использует токены для расчетов, предположил, как это повлияет на торговлю:
«Биржи могут вводить какие-то искусственные ограничения и говорить о том, что вот этим вы можете переводить деньги, а этим нет. Но всегда можно приобрести криптовалюту на одной бирже, вывести себе ее оттуда на холодный кошелек и дальше делать с ней все что угодно. Здесь уже вопрос в том, что кто-то эмитирует криптовалюту, и он может перестать ее продавать кому-то определенному. Но на рынке эта криптовалюта уже есть.
Тем не менее однажды российский бизнес может потерять доступ и к токенам. Некоторые компании начали готовиться к этому заранее, подыскивая уж слишком экстравагантные решения. Как пишет Bloomberg, на рынке фиксируются первые бартерные сделки. А ведь казалось, что 1990-е не вернутся, с мрачной иронией замечают собеседники “Ъ FM”.
С нами все ясно — Telegram-канал "Ъ FM".