«Лазуревый берег» теряет почву
Генпрокуратура просит передать государству пансионат в Геленджике
«Ъ» стали известны подробности иска Генпрокуратуры РФ к владельцам пансионата «Лазуревый берег» в Геленджике. Надзорное ведомство просит истребовать в пользу государства участок площадью почти 16 га, а также признать РФ собственником зданий на территории «Лазуревого берега». По мнению Генпрокуратуры, сделки с имуществом пансионата противоречили законодательству, а ущерб государству от них составил не менее 500 млн руб. Владельцы рекреационного объекта настаивают на том, что приобрели профсоюзный пансионат на законных основаниях.
В Геленджикском городском суде (Краснодарский край) начались предварительные слушания по иску первого заместителя генпрокурора России Анатолия Разинкина к компаниям «Пансионат с лечением "Лазуревый берег"», «Трио» и «Орпола», а также к трем гражданам России; еще одним ответчиком в деле является администрация Геленджика, сообщается в картотеке суда.
Как стало известно «Ъ», в иске идет речь о признании права собственности РФ на здания здравницы, а также об истребовании в пользу государства из чужого незаконного владения участка под пансионатом площадью 15,9 га со сносом самовольных построек.
По версии надзорного ведомства, в результате противоправного завладения ответчиками имущественным комплексом пансионата «Лазуревый берег» и самовольной застройки территории государству причинен ущерб на сумму не менее полумиллиарда рублей. «РФ лишилась возможности использовать объект в публичных интересах для организации профилактики и лечения заболеваний»,— говорится в заявлении, которое в суде поддерживает прокуратура Краснодарского края.
Пансионат «Лазуревый берег», расположенный на берегу Геленджикской бухты, был создан в 1925 году, с 1960 года находился в ведении Всесоюзного центрального совета профсоюзов (правопреемник — Федерация независимых профсоюзов России (ФНПР)). В 1992 году с участием ФНПР было создано акционерное общество «Пансионат "Лазуревый берег"». В 1997 году мэрия Геленджика предоставила обществу в бессрочное пользование участок под пансионатом. В дальнейшем имущество пансионата приобретали различные компании и граждане, в частности, территория здравницы в настоящее время находится в аренде у ООО «Пансионат с лечением "Лазуревый берег"», на участке идет строительство новых объектов.
Генпрокуратура утверждает, что ФНПР не имела права передавать обществу «Пансионат "Лазуревый берег"» имущество здравницы (шесть спальных корпусов, курортная инфраструктура), так как объекты возводились за государственный счет и являлись собственностью РФ. Участок под пансионатом, по мнению надзорного ведомства, передан в пользование, а затем в аренду незаконно, так как мэрия Геленджика не обладала полномочиями по распоряжению территорией в охранной зоне курорта.
Руководство ООО «Пансионат с лечением "Лазуревый берег"» не признает требования Генпрокуратуры, в том числе в части отнесения спорных активов к государственной собственности. В частности, ответчик ссылается на решение всесоюзного съезда профсоюзов от 1990 года, согласно которому профсоюзные объекты стали собственностью профсоюзов СССР, а с 1992 года — ФНПР. «Учреждая АО "Пансионат «Лазуревый берег»", совет ФНПР действовал в пределах своих полномочий»,— говорится в отзыве ответчика. Собственность профсоюзов не являлась государственной, поэтому передача имущества ФНПР другим лицам не является приватизацией и не регулируется законами о переходе государственной собственности в частную, утверждает ответчик.
Представители ООО «Пансионат с лечением "Лазуревый берег"» пояснили «Ъ», что не менее семнадцати здравниц в Геленджике акционировались по аналогичной схеме с последующей передачей профсоюзного имущества новым собственникам, но претензии Генпрокуратуры адресованы только одному курортному предприятию в городе-курорте. Между тем, пояснили представители компании, пансионат является социально значимой оздоровительной организацией: в минувшем курортном сезоне на базе пансионата отдохнули 1,5 тыс. детей из ДНР, ЛНР и Запорожской области.
В ходе подготовки к слушанию иска на имущество пансионата, в том числе на счета в банках, был наложен арест. Ответчики надеются, что это не приведет к их банкротству.