Антропология и реконструкция
Как искали и опознавали убитых в Перми императорских придворных
Эксперты смогли идентифицировать останки фрейлины последней русской императрицы Александры Федоровны Анастасии Гендриковой и гофлектрисы Екатерины Шнейдер. Они были убиты красноармейцами в Перми в 1918 году, а после занятия города войсками Колчака перезахоронены на Егошихинском кладбище. Позже могилы были срыты, место захоронения предположительно с телами придворных было обнаружено в 2020 году. Как говорят собеседники „Ъ-Прикамье“, могилу удалось найти в результате анализа фотографий похорон 1919 года. Принадлежность останков была установлена судмедэкспертизой, в ходе которой были изучены и сверены с историческими документами антропологические данные погибших, а также информация о повреждениях тел. При этом генетическую экспертизу останков якобы провести не удалось ввиду отсутствия образцов ДНК потомков убитых.
29 мая Пермская митрополия РПЦ сообщила о запланированном на 9 июня освящении мемориала на месте фактического захоронения фрейлины императрицы Александры Федоровны Анастасии Гендриковой и гофлектрисы Екатерины Шнейдер. Таким образом, РПЦ признала, что останки, найденные в 2020 году на Егошихинском кладбище, идентифицированы. Обе были убиты красноармейцами 4 сентября 1918 года на Сибирском тракте. Ранее придворные отправились в Тобольск вслед за семьей императора Николая II, оттуда женщин привезли сначала в Екатеринбург, а затем и в Пермь, где они находились в губернской тюрьме. Как говорят собеседники «Ъ-Прикамье», место убийства обеих находится примерно в районе пересечения нынешних улиц Чкалова и Героев Хасана. В одних источниках упоминается, что женщин расстреляли, в других — что они были забиты прикладами. Потом тела были сброшены в оросительную яму, где находились до взятия Перми войсками Колчака в мае 1919 года. Белые эксгумировали убитых и провели церемонию их захоронения на территории нынешнего старого Егошихинского кладбища. После возвращения в город Красной армии могилы придворных были срыты.
Установление принадлежности найденных останков происходило в рамках расследования обстоятельств убийства императорской семьи. Оно было возбуждено еще в 1993 году Генпрокуратурой РФ и прекращено следственным комитетом спустя восемь лет. В 2015 году СКР возобновил производство по делу.
Доцент кафедры междисциплинарных исторических исследований ПГНИУ Дмитрий Софьин, который специализируется на истории Дома Романовых, отмечает, что обе погибшие были очень близки к членам императорской семьи. Так, Екатерина Шнейдер преподавала русский язык великой княгине Елизавете Федоровне, старшей сестре будущей императрицы. «Позже она стала заниматься уже с Александрой Федоровной и получила придворное звание гофлектрисы, основная официальная обязанность которой — чтение императрице вслух»,— пояснил господин Софьин. Графиня Анастасия Гендрикова, по словам ученого, была свитной фрейлиной Александры Федоровны. «Обычных» фрейлин при дворе было много, а в число свитных входили, как правило, лишь несколько девушек, которые всегда должны были находиться при императрице, то есть это очень приближенные люди»,— рассказал Дмитрий Софьин.
По словам знакомых с ситуацией источников «Ъ-Прикамье», поиском места захоронения Анастасии Гендриковой и Екатерины Шнейдер следователи занимались вместе с местными краеведами и представителями РПЦ. Один из них рассказал, что довольно точно местоположение срытой могилы удалось определить благодаря изучению сохранившейся фотографии похорон 1919 года. По его словам, на снимке, помимо прочего, были видны могильные кресты, а на заднем фоне — Всесвятская церковь, которая до сих пор находится на кладбище. «Путем своеобразной реконструкции на месте удалось восстановить ракурс снимка и довольно точно определить расстояние от храма до места, где находились кресты»,— пояснил источник.
По данным «Ъ-Прикамье», скелетированные останки были обнаружены на глубине около 2,5 м, а над ними находились могилы еще двух человек, захороненных позже. В рамках расследования дела для идентификации тел был назначен ряд экспертиз. Как рассказал «Ъ-Прикамье» журналист и историк Вячеслав Дегтярников, принадлежность останков установили в ходе судебно-медицинской экспертизы, которая завершилась около месяца назад. Собеседники «Ъ-Прикамье» говорят, что они были идентифицированы на основании антропометрических данных, в частности роста, а также по возрасту и примерному времени смерти. Кроме того, повреждения костей найденных останков соответствовали описанию травм, которые были обнаружены колчаковцами после эксгумации тел в 1919 году. Они были зафиксированы и сохранились в исторических документах. При этом источники склоняются к версии, что женщины скорее всего погибли не от выстрелов, а от ударов тупыми предметами.
В рамках дела была назначена и генетическая экспертиза, но в итоге ее якобы не смогли провести, поскольку экспертам не удалось получить образцы ДНК от родственников погибших. «Предполагаемые потомки придворных проживают в Европе, после известных событий контакты стали затруднены»,— подозревает один из источников. По его словам, РПЦ пыталась наладить взаимодействие через местных православных священников, но, судя по всему, этого не получилось. Секретарь Пермской епархии протоиерей Андрей Литовка пояснил «Ъ-Прикамье», что не в курсе подробностей поиска останков и расследования дела. «Насколько я знаю, по поводу ДНК были контакты с Францией, но больше ничего добавить не могу»,— отметил господин Литовка.