Ни сна, ни зарплаты

В Златоусте проведут проверку из-за жалобы на переработки водителей трамваев

Глава СКР Александр Бастрыкин потребовал представить доклад по проверке информации о переработках водителей трамваев в Златоусте. Повторное видеообращение к председателю ведомства направила сотрудница МУП «Автохозяйство ЗГО». Она заявила, что водители работают больше восьми часов по три-четыре смены подряд, также им не выплачивают обещанную заработную плату. По словам сотрудницы, загруженный график мог стать причиной недавнего ДТП с трамваями в Златоусте. Эксперты отмечают, что для водителей транспорта установлены нормы по отработанному количеству времени, которые должен учитывать и работодатель: даже если работник берет дополнительные смены, руководству необходимо соблюсти закон и нормализовать график сотрудника.

В обращении к главе СК говорится, что у водителей проблемы не только с переработками, но и с выплатой зарплат

Фото: Евгений Переверзев, Коммерсантъ

Председатель Следственного комитета России Александр Бастрыкин поручил представить доклад о ходе процессуальной проверки в связи с обращением сотрудника предприятия Златоуста. Его она опубликовала на своей личной странице в социальной сети «ВКонтакте». Как сообщает пресс-служба СК РФ, по словам сотрудницы, водители трамваев указанного предприятия нередко работают более восьми часов по три-четыре смены подряд. Ситуация долгое время не меняется, а самочувствие работников из-за переработок ухудшается. В связи с этим в управлении Следственного комитета России по Челябинской области начата процессуальная проверка. Доклад о ее проведении председателю ведомства представит исполняющий обязанности руководителя регионального управления Константин Правосудов.

Обращение к Александру Бастрыкину записала медсестра златоустовского МУП «Автохозяйство» Олеся Гусева. Его она опубликовала на своей личной странице в социальной сети «ВКонтакте». Олеся Гусева на видео сообщает, что это уже второе ее обращение в Следственный комитет. По словам медсестры, после первого раза в предприятие пришла трудовая инспекция, в результате чего были выявлены «нарушения режима охраны труда и отдыха». Ответственным за это лицам были назначены штрафы и предписания, однако, по словам Олеси Гусевой, со следующего дня ситуация не только не изменилась, но и стала критичнее.

В Златоусте 15 мая произошла авария с двумя трамваями. В 9:45 на улице Карла Маркса один вагон под управлением 50-летнего водителя врезался в стоящий на красном сигнале светофора другой трамвай. По данным госавтоинспекции Златоуста, в результате происшествия травмы получили пассажир и водитель, допустивший наезд на транспорт. Олеся Гусева в видеообращении ссылается на этот случай и объясняет аварию тем, что водитель уснул за рулем из-за длительной переработки.

«Причиной этого ДТП, как ни странно, стала третья, почти 12-часовая смена подряд. Это очень сложно. Водитель просто заснул за управлением. Если переработки не остановить, у нас это будет продолжаться бесконечно. В этом у нас активно участвует нарядчик, который уговаривает водителей выходить на подработки, как бы в мягкой форме, а потом начинает их притеснять. Наша заведующая прикрывает этот беспредел»,— сообщает Олеся Гусева.

В обращении к Александру Бастрыкину медработница заявила, что водители трамваев вынуждены ходить на подработки из-за низких зарплат.

«У водителей трамваев по объявлению зарплата 50 тыс. руб. Но они такую зарплату не получают. Они зарабатывают эти 50 тыс. руб. только с подработками. Водители вынуждены ходить на подработки. С одной стороны, они хотят заработать, потому что им не платят обещанные 50 тыс. руб., и с другой, на них оказывает давление нарядчик. Водители в безвыходном положении»,— заключила Олеся Гусева.

Впервые на ситуацию с возможным нарушением прав работников златоустовского МУП «Автохозяйство» глава СК России Александр Бастрыкин обратил внимание в сентябре 2023 года. Тогда Олеся Гусева в видеообращении на своей странице во «ВКонтакте» заявляла, в том числе, что с предприятия постоянно увольняются водители и слесари. Последние рассказывали ей о низких зарплатах, недостаточном оснащении инструментами и хамском отношении со стороны руководства. По словам медработницы, водитель, начинающий смену в пять утра и заканчивающий ее около 11 вечера, спит всего четыре часа перед выходом на работу. Повторный доклад по этой ситуации Александр Бастрыкин потребовал в октябре 2023 года.

Партнер юридической компании Intellect Анна Устюшенко отмечает, что водители трамваев относятся к особой категории работников транспорта, в отношении которых установлены достаточно жесткие требования по соотношению рабочего времени и времени отдыха. «Так, в силу Приказа Министерства транспорта РФ от 02.10.2020 г. №404 “Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха водителей трамвая и троллейбуса” для водителей трамваев установлена продолжительность рабочего времени — не более восьми часов в день при пятидневной рабочей неделе. При этом в рабочее время входит не только время управления трамваем на линии, но и время прохождения предрейсовых медосмотров, время стоянок на конечных станциях и прочее»,— сообщает эксперт.

Кроме того, установлены требования к междусменному отдыху водителей — не менее 12 часов, а также не меньше 42 часов для еженедельного непрерывного отдыха в выходные. «Таким образом, работник по собственной инициативе не может “набрать” себе дополнительных смен. График составляет работодатель. Следовательно, он же отвечает за соблюдение требования законодательства в части распределения нагрузки. Если по каким-то причинам, в том числе по желанию работников заработать больше, работодатель составит график с нарушением режима работы и отдыха, он будет нести за это ответственность по ст.5.27. КоАП РФ»,— заявляет Анна Устюшенко.

Юрист утверждает, что сотрудникам, отработавшим дополнительно, доказывать ничего не требуется: нарушение их права на предоставление отдыха будет выявлено путем простого расчета отработанного времени и его сравнения с нормативными показателями.

Ольга Воробьева

Вся лента