Показательное искупление
При подведении итогов праймериз единороссы наказали своих, чтоб чужие не боялись
Президиум генсовета «Единой России» (ЕР) в четверг подвел итоги предварительного голосования. Заседание неожиданно вышло весьма эмоциональным — благодаря обсуждению инцидента, случившегося в Челябинске. Местные единороссы не допустили к праймериз участника специальной военной операции (СВО) Илью Новосельцева из-за того, что он вовремя не принес справку об отсутствии судимости. Секретарь генсовета ЕР Андрей Турчак устроил по этому поводу настоящий публичный процесс с допросом всех причастных. В итоге Илье Новосельцеву передали место в партсписке на выборах в гордуму, которое ранее занимал глава исполкома регионального отделения, а последнему милостиво дали шанс «реабилитироваться».
Подобные отчетные заседания в ЕР по традиции проходят в достаточно строгой манере. Но в этот раз с самого начала чувствовалось, что Андрей Турчак настроен чуть более сурово, чем обычно. В какой-то момент, говоря о статистике побед на праймериз участников СВО (на момент регистрации их было 210, а победили 95 из них), он вдруг поднял голову и обвел коллег суровым взглядом: «Отдельно хотел сказать по Москве. Мы все читали в Telegram-каналах, в разных СМИ, что ни на одном округе участник СВО не победил. Это не так. По 23-му округу победил Аркадий Корольков, герой РФ, ветеран и чеченской кампании, и СВО, который вернулся с фронта». Отметим, что в официальной биографии господина Королькова на сайте праймериз его участие в СВО никак не обозначено.
Заместитель секретаря генсовета ЕР Сергей Перминов, выступая по видеосвязи с Сахалина, доложил, что электронные атаки на праймериз на сей раз осуществлялись по более «тонкому сценарию». «Честно вам скажу, сейчас уже можно. Мы до последнего момента, до соединения ключей, до подведения итогов переживали, потому что думали, что оппоненты нашли какие-то уязвимости и, возможно, закладки»,— поделился партиец. Но в итоге все, как всегда, закончилось удачно. Свою лепту в повышение значимости праймериз внесла и вице-спикер Госдумы Ирина Яровая, причислив процедуру внутрипартийного голосования к «факторам национальной безопасности».
Затем единороссы утвердили своих кандидатов на довыборы в Госдуму по одномандатным округам Ростовской и Брянской областей: ими стали бывший вице-премьер Виктория Абрамченко и экс-министр спорта Олег Матыцин.
После этого Андрей Турчак вполне будничным тоном предложил перейти к последнему пункту повестки и передал слово руководителю Уральского межрегионального координационного совета ЕР Ивану Квитке, который и рассказал о «нехорошем моменте» в Челябинске. По его версии, местные единороссы пренебрегли советами партии о полном сопровождении участников СВО и сняли с праймериз Илью Новосельцева — за то, что он вовремя не принес справку об отсутствии судимости. «Конечно, это недопустимо»,— подчеркнул господин Квитка и, чтобы «справедливость восторжествовала», предложил исключить из списка победителей праймериз главу челябинского исполкома ЕР Виталия Маслова, отдав его место господину Новосельцеву.
Господин Турчак спросил, не был ли участник СВО прямым конкурентом господина Маслова по округу. Иван Квитка ответил, что они шли по одному округу, но претендовали на выдвижение по партсписку. «Коллеги, то есть всем понятно, да? По формальному признаку снимают участника СВО, и на этом же округе побеждает руководитель исполкома?» — зловеще улыбнулся Андрей Турчак. «По списку, по списку»,— попытался было снизить степень греха уральцев Иван Квитка. Но показательная экзекуция продолжилась, ибо господин Турчак предложил выслушать по видеосвязи представителей челябинского отделения ЕР.
Заместитель секретаря отделения и по совместительству вице-губернатор Анатолий Векшин признался, что в произошедшем есть и его вина, «не досмотрел». Но злого умысла у партийцев не было, заверил он, а всему виной обилие желающих поучаствовать в праймериз и, как следствие, большой объем работы. Однако Андрея Турчака эти объяснения не удовлетворили. Ведь с экрана на собравшихся смотрели два главных героя челябинской драмы — Виталий Маслов и Илья Новосельцев. «Как вам поживается, с такой победой?» — недобро спросил секретарь генсовета у главы регионального исполкома. Господин Маслов, одетый в костюм с галстуком, как мог сохранял самообладание и в целом придерживался уже изложенной версии: «Понятно, что ситуация вышла из-под контроля в этом вопросе. Но мы с Ильей Вячеславовичем все обсудили, обговорили… Впредь урок». Выслушав соратника, господин Турчак жестко поинтересовался, готов ли тот отдать свое место в списке участнику СВО. «Я на воле президиума, Андрей Анатольевич»,— смиренно ответил партиец.
Илья Новосельцев выглядел более расслабленно и неформально: его лицо украшала среднего размера борода, а одет он был в джинсовку. Участник СВО признался, что обсуждаемое решение для него неожиданно и зла на челябинских единороссов он не держит, да и дорогу Виталию Маслову переходить вовсе не хотел. Последний, между тем, стоически сохранял непроницаемое выражение лица, хотя его правая рука нервно стучала по столу. При этом в президиуме генсовета у него нашлись и защитники. «Нисколько не предвосхищая решение, которое примет президиум… Мы давно работаем с Виталием Николаевичем. Даже если сбой есть, он признает, попросил бы сильно не наказывать... Ну, сбои бывают, тем более все признали…» — очень аккуратно сформулировал свою мысль зампред фракции ЕР в Госдуме Дмитрий Вяткин, представляющий как раз Челябинскую область.
Андрей Турчак, в свою очередь, напомнил, что лишать господина Маслова должности никто не предлагает (хотя обсуждались разные варианты) и у него как раз будет шанс «реабилитироваться», организовав хорошую выборную кампанию. Да и в целом секретарь генсовета уже явно сменил гнев на милость и даже напомнил, что Виталия Маслова в партии знают давно и ранее он оснований сомневаться в себе не давал. «Мужики, давайте, соберитесь и покажите достойный результат, чтобы мы Илью Вячеславовича в ночь с 8 на 9 сентября уже могли поздравить с уверенной победой на выборах депутатов Челябинской городской думы. Это вам партийное задание»,— на победной ноте закончил господин Турчак. Как и положено в подобных показательных ситуациях, все члены президиума проголосовали единогласно, без «против» и воздержавшихся.
Тувинский спикер уступил место кандидата в депутаты участнику СВО
Председатель Верховного хурала (парламента) Тувы Кан-оол Даваа, несмотря на убедительную победу в предварительном голосовании «Единой России» (ЕР) в одномандатном округе №11, уступил право баллотироваться в новый созыв хурала участнику специальной военной операции (СВО) Шивиту Сылдысу. Об этом спикер сообщил в Telegram.
«Считаю своей обязанностью уступить дорогу нашим боевым ребятам. Дать им возможность проявить себя. Ведь именно они, как справедливо заметил лидер нашего государства, являются настоящей элитой страны»,— объяснил свое решение 61-летний единоросс, возглавляющий парламент с 2010 года.
В ходе праймериз господин Даваа получил 7,6 тыс. голосов — больше, чем все шесть его соперников, вместе взятые. Среди них были и два участника СВО, которые заняли второе и третье места: старший специалист-эксперт военного комиссариата Кызыла Шивит Сылдыс набрал 831 голос, а командир роты Айас Шактар-оол — 182.
«Я провел достаточно времени на "передке" в зоне СВО, был командиром штурмового отряда. После ранения я решил во что бы то ни стало продолжать служить Родине»,— описал себя на сайте праймериз господин Сылдыс, которому теперь перешло право баллотироваться в округе №11.
Как уточнил “Ъ” замсекретаря тувинского отделения ЕР Айдыс Ооржак, Кан-оол Даваа отказался от участия в выборах в конкретном округе, где он избрался в прошлый раз. Окончательный список кандидатов будет сформирован в середине июня. На выборах в хурал предусмотрена общереспубликанская часть списка из пяти кандидатов, которых генсовет ЕР вправе утвердить вне процедуры праймериз. Таким образом, Кан-оол Даваа еще может пройти в парламент как один из «паровозов» списка.
Напомним, во время предварительного голосования экс-глава Тувы, а ныне вице-спикер Госдумы Шолбан Кара-оол заявил о давлении на кандидатов—участников СВО со стороны «некоторых молодых лиц в пиджаках». Кан-оол Даваа на это ответил, что недопустимо «нагнетать обстановку» и «делить кандидатов на своих или чужих», опираясь на «слухи». В ЕР информацию о давлении на участников СВО назвали не соответствующей действительности.