«Кордиант» движения
Шинный кластер: бизнес и перспективы отрасли
Выход холдинга S8 Capital на шинный рынок привел к созданию крупного шинного кластера «Кордиант», в периметр которого вошло четыре производственные площадки. Среди них как активы, самого «Кордиант», так и заводы, выкупленные у иностранных собственников Continental (сейчас завод Gislaved) и Bridgestone. Предприятия кластера выпускают как легковые, легкогрузовые, так и грузовые шины — с цельным металлокордом (ЦМК) и комбинированные. Благодаря объединению активов, в линейке легковых шин, шинный кластер «Кордиант» теперь присутствует во всех ценовых сегментах: от А до С. Аналитики отмечают, что за счет синергии между активами кластер сможет эффективно развивать ассортиментную линейку обеспечивая потребителей высокотехнологичной и качественной локальной продукцией.
Прошедший год стал ключевым для восстановления шинной отрасли России, которая традиционно обеспечивала основной объем предложения для местных потребителей и давала рабочие места для тысяч сотрудников в разных регионах. К 2024 году российский рынок покинули глобальные производители шин, а их заводы отошли отечественным игрокам. В результате производство вновь начало восстанавливаться, а ассортимент предложения расширяться.
Существенную часть шинных активов в течение 2023 года приобрел многопрофильный холдинг S8 Capital, став вторым среди крупнейших отечественных производителей шин.
Шинный кластер на базе АО «Кордиант»
Шинный кластер, включающий в себя четыре производственные площадки в нескольких регионах РФ, создан на базе АО «Кордиант». Это традиционно российские предприятия «Кордиант» в Ярославле и Омске производственной мощностью 9,1 млн шин, НТЦ «Интайр» и ремонтный центр «Технотайр», а также бывшие площадки Continental в Калуге и Bridgestone в Ульяновске производственной мощностью 3,5 млн шин и мощностью 2,4 млн шин в год соответственно. Общая мощность шинного кластера «Кордиант» — до 15 млн. шин в год, на предприятиях работает около 9 тыс. человек, а дилерская сеть — насчитывает около 300 компаний партнеров от Калининграда до Владивостока. Продолжает активно развиваться сеть брендированных грузовых сервисных центров «Кордиант», которых уже более 150 по России.
Заводы в Калуге и Ульяновске — новейшие в отрасли. Так, калужская площадка на момент запуска в 2013 году стала самой современной в рамках бизнеса Continental, а завод Bridgestone и вовсе был открыт менее десяти лет назад — в 2016 году. Завод в Калуге сейчас называется Gislaved — это бренд из Швеции с многолетней историей, корни которого уходят в 19 век. S8 Capital получил его в результате сделки с Continental.
«Производственные мощности шинного кластера «Кордиант» по оснащенности оборудованием и эффективности сегодня находятся на одном уровне с ведущими международными производителями. Ранее нам не были доступны технологии, которые используют международные компании, но благодаря сегодняшней рыночной ситуации, синергия между активами позволит построить прорывную компанию и достичь тех результатов, которые мы перед собой ставим»,— отмечал глава АО «Кордиант» Вадим Володин. По итогам 2023 года шинный кластер «Кордиант» занял второе место по объему продаж на российском рынке с долей в 14% от общих продаж в сегменте легковых и легкогрузовых шин, 17% в сегменте цельнометаллокордных и 40 % в сегменте грузовых и комбинированных.
По словам гендиректора «Кордианта» Вадима Володина, сегодня на российском рынке наблюдается наплыв огромного количества китайских шинных брендов. У потребителя, предупреждает он, в такой ситуации растут риски получить недоброкачественную продукцию. А заменить оперативно китайскую шину будет невозможно в том числе из-за отсутствия у брендов развитой дистрибуции, которая есть у российских производителей, поясняет господин Володин. Перезапуск в России локальных производств, которые ранее выпускали в том числе премиальные продукты, по его мнению, предложит покупателям высококачественную российскую продукцию с оптимальным соотношением цена-качество и гарантией от производителя, что не всегда могут предложить другие бренды.
Планы и значимость для рынка
К лету 2024 года производство автомобильных шин уже ведется на четырех из пяти площадок шинного кластера «Кордиант», еще один завод в Ульяновске предполагается перезапустить до конца 2024 года, рассказывал Вадим Володин. Компания рассчитывает максимально эффективно загрузить доступные мощности, сохранив лидерские позиции на рынке. «В ближайшее два года мы планируем выйти на 100 процентную загрузку мощностей заводов в Калуге и Ульяновске, производственные площадки Кордиант в Ярославле и Омске уже давно работают на 100%»,— рассчитывает господин Володин.
По итогам января—марта 2024 года в оборот поступило 21,7 млн шин, что на 21,3% больше, чем годом ранее, по данным системы маркировки «Честный знак». В 2023 году рынок рос на 16% по легковому направлению — в основном рост за счет сегментов С и В, рассказывал Вадим Володин. Дмитрий Бабанский из SBS Consulting указывает, что в 2023 году наблюдался рост цен и формировался отложенный спрос, так как часть автовладельцев откладывали покупку, ожидая расширения объема предложения. В то же время спрос на шины был достаточно высоким из-за уже имеющегося объемного парка автомобилей.
Господин Бабанский отмечает важность перезапуска локальных производств — в том числе и активов шинного кластера «Кордиант» — для насыщения рынка качественной продукцией. По его словам, в рамках кластера компании могут достичь наибольшей синергии как по этапам производственной цепочки, так и по функциональным направлениям — например, НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы — Review).
Автомобильный аналитик Владимир Беспалов также говорит о синергии между активами кластера, указывая на широкую технологическую базу у Кордиант. «На этой основе можно развивать продукцию, занимать новые ниши и двигаться в более премиальные и узкие сегменты»,— указывает эксперт.
Ассортимент и расширение предложения
Инженеры центра в области НИОКР шинного кластера «Кордиант» НТЦ «Интайр» сегодня действительно активно работают над созданием локальной премиальной шины, используя лучшие собственные наработки, а также наработки немецких и японских шинных производителей, подтверждал Вадим Володин. «Ассортиментная матрица нового премиального бренда начнётся от 16 дюйма. – пояснял он. — Это будет высокотехнологичный продукт, включающий в себя шины как для комфортной езды, так и для спортивного вождения и бездорожья».
Сейчас линейка выпускаемой продукции шинного кластера «Кордиант» включает пять легковых брендов в разных ценовых сегментах — от бюджетного до премиального. В бюджетном сегменте компания представлена знакомым рынку брендом «Кордината» — Tunga. В массовом сегменте — это исторический бренд Cordiant, а также шины Torero — пришедшие на замену бренда Matador на российском рынке. В премиум-сегменте шинный кластер «Кордиант» предлагает шины Gislaved, которые уже заслужили у потребителей доверие в сегменте для сложных условий эксплуатации и полностью наследуют знакомые им технологии. Кроме того, для поставок на первичную комплектацию —то есть напрямую на заводы автопроизводителей — выбран бренд METEOR. Сейчас компания ведет переговоры с локальными автоконцернами для возобновления поставок шин на их конвейеры. Под маркой METEOR, символизирующей сочетание скорости, зрелища и возможностей работает еще два кластера, входящие в S8 Capital – это лифтовый кластер METEOR Lift известный в индустрии как ведущая компания по производству и обслуживанию систем вертикального транспорта и кластер METEOR Энгельс, объединивший заводы по производству свечей зажигания, котлов отопления и электроинструмента.
Предприятия кластера «Кордиант» выпускают легковые, легкогрузовые и грузовые шины — с цельным металлокордом (ЦМК) и комбинированные. Основная задача шинного кластера «Кордиант» - удовлетворить внутреннего спроса, при этом продукция заводов уже продается на экспорт в дружественные страны. В будущем портфель шинного кластера будет насчитывать более 1 тыс. артикулов для большого спектра автомобилей, погодных условий и дорожного покрытия, а также бездорожья. В ассортименте легковых шин будут представлены шины широкого спектра посадочных диаметров — от 13-го до 22го — фактически для всех сегментов автомобилей. Это закроет в том числе спрос потребителей на шины больших диаметров, где наблюдался дефицит после прекращения импортных поставок европейских производителей в Россию.
Импортозамещение и локализация в отрасли
Шины, выпускаемые в рамках кластера «Кордиант», получили подтверждение Минпромторга о локализации, набрав максимальную планку в 380 баллов и подтвердив статус российского производителя. В процентах доля локализации сырьевых компонентов достигает от 65% (в сегменте ЦМК шин) и до 85% (в сегменте легковых шин), поскольку производство требует закупок импортного сырья, уточняют в компании.
Традиционно шинная отрасль зависима от поставок натурального каучука. У местных производителей синтетических каучуков пока не развит локальный выпуск специальных марок, химия для шинной промышленности в России представлена узко, говорят в «Кордианте». Также есть потребность в импорте гибридных кордных тканей. «Нам нужны высокотехнологичные и современные кордные ткани»,— указывают в компании.
Пандемия и нарушение цепочек поставок, а затем санкции и последовавшие сложности с логистикой усложняли поставки сырья в Россию. Тем не менее, у «Кордианта» получилось решить вопросы с импортным сырьем, в том числе использовав опыт 2020 года. Вадим Володин рассказывал, что уже тогда «Кордиант» принял решение иметь диверсифицированный портфель поставщиков. По его словам, компания начала их искать не только в европейской части, но и на других континентах, потому что подходы с точки зрения ограничений в связи с пандемией во всех странах были различными.
Сейчас в рамках кластера сырье из недружественных стран или подпавшее под ограничения на поставки в Россию было заменено на аналоги — из дружественных географий или локальное. Причем, обращают внимание в компании, это было сделало без потери качества продукции, так как любое новое сырье проходит ряд испытаний. Кроме того, вся продукция шинного кластера «Кордиант» сертифицирована и проходит жесткий контроль качества.
Владимир Беспалов отмечает, что сейчас в России есть общий тренд на локализацию. «Локализованная продукция будет высоко востребована на рынке»,— уверен он.